Монеты Proof

Монеты, отчеканенные по технологии Proof, давно уже знакомы нумизматам. Бывалые коллекционеры легко опишут основные признаки этих монет (зеркальное поле и матовый рельеф) и расскажут о базовых мерах предосторожности при обращении с ними. Куда меньше людей задумывается, а почему же эти монеты называются Proof (пруф)? Например, этимология слова Uncirculated, которым также обозначают качество чеканки, более ясна: не циркулировавшие или без обращения. Откуда же взялось словечко Proof и почему качество чеканки стали обозначать именно так? Давайте перенесёмся в Великобританию, чтобы увидеть гигантские монеты из золота. Четвёрку одинаковых монет достоинством в 5000 и весом в пять килограммов каждая Королевский монетный двор Великобритании отчеканил в 2019 году вместе с монетой 2000 , вес которой два килограмма. Оформление монет идентично и представляет иллюстрацию поэмы Эдмунда Спенсера Королева фей, где принцесса Уна ведёт смиренно повинующегося ей льва. Это достаточно известный персонаж (в честь неё даже назвали одну из малых планет главного пояса астероидов), поэтому не вызовет удивления, что главный гравировщик Королевского монетного двора Уильям Вайон ещё в первой половине 19-го столетия обратился к этому сюжету для оформления золотой пятифунтовой монеты. Предположительно, в облике Уны он изобразил королеву Викторию, тогда как ведомый ей лев коллективный образ британских верноподданных.

монета для испытания

Монеты 2019 года детально копируют разработанную им аллегорическую композицию. Интереснее всего предназначение этой партии монет. Их отправят ювелирной компании Goldsmiths’ Company на испытание The Trial of the Pyx, в ходе которого три пятикилограммовые монеты продырявят для извлечения образца металла. Взятый фрагмент подвергнут тщательному анализу, чтобы подтвердить высокое качество золота, а изувеченные монеты переплавят. Испытание, на которое отправляется продукция Королевского монетного двора, проводится с 1248 года и уже превратилось из банальной проверки в традиционное красиво обставленное торжество. Спрашивается, при чём же здесь Proof? Заглянув в словарь, среди множества значений мы увидим пробный оттиск и проверка. Там же мы обнаружим, что слово синонимично испытанию и пробе. Вот эти два значения наиболее близки к изначальному смыслу слова Proof относительно чеканки монет.

Первые монеты Proof

Какие монеты отбирали для проверки в давние времена? Первоначально только что изготовленная пара штемпелей, которой предстояло чеканить партию обиходных монет, делала всего несколько штук — монеты первого удара (first strike). Они отправлялись на изучение, чтобы выяснить, насколько хорошо рисунок штемпеля передан на монетном металле, и какие из его мелких элементов утеряны. Чтобы улучшить контраст между рельефом и незанятым полем монеты, мастера начали протравливать штемпель в кислоте, а после тщательно его отполировывать. Добавление этих двух этапов в производственную цепочку обеспечило рельефным элементам приятную на взгляд матовость. Полученные таким способом монеты выгодно смотрелись на фоне остальных, поэтому их стали оставлять на память, отправлять в архивы или преподносить в дар правителю, чей лик был запечатлён на одной из сторон.

первый золотой пруф

Первой монетой, на которых матовый рельеф резко контрастирует с зеркальным полем, можно назвать броуд 1656 года с портретом лорда-протектора Англии, Шотландии и Ирландии Оливера Кромвеля. Этот редкий номинал просуществовал всего один год и представлял собой золотую монету диаметром 29-30 мм и весом 9,1 грамм, которая менялась на 20 серебряных шиллингов. Оформление выполнено знаменитым английским медальером Томасом Саймоном. Эксперты до сих пор спорят, был ли этот выпуск пробным или обиходным, так как на некоторых из дошедших до нас экземплярах имеются потёртости, явно полученные в обращении.

К первым монетам с матовым рельефом относят и крону 1658 года, также украшенную портретом Оливера Кромвеля (это был последний год его правления). Разумеется, с современным Proof эта монета ничего общего не имеет. Более того, хорошо различимая трещина на штемпеле ставит под сомнение статус данного экземпляра в качестве пробного или испытательного. После смерти Кромвеля власть над опрокинувшейся в хаос страной берёт Карл II, и Королевский монетный двор начинает чеканку серебряных крон с его профилем. На некоторых экземплярах портрет короля выглядит матированным, а итальянские нумизматы считают родоначальником монет Proof именно этот выпуск. Пока процесс изучения того, когда же появились монеты, по виду схожие с привычным нам Proof, нельзя считать законченным.

Практическое применение монет Proof

Возможно, при совершенствовании технологии чеканки отпала бы необходимость протравки и полировки штемпелей, и монеты Proof ушли бы в прошлое. Когда экзотика становится привычной, мода на неё проходит. Выживает и закрепляется только то, что находит практическое применение и способно принести существенную прибыль. Нашлось применение и монетам Proof. Чтобы обеспечить безупречный вид, с монетами обращались крайне осторожно. Они поступали на хранение в специальной упаковке в виде ящика. В 1746 году при Георге II четвёрку серебряных монет (полукрону, крону, шиллинг и шестипенсовик) впервые не только упаковали в красивую шкатулку, но и украсили королевским гербом. Получившиеся наборы были затем вручены в знак дружбы важным гостям королевского двора, которых Англия желала видеть в качестве союзников. Они также демонстрировали и совершенство изделий Королевского монетного двора, что обеспечило ему выгодные заказы. Подарочные наборы привлекли внимание других держав, и их правители озаботились тем, чтобы подвластные им монетные предприятия также сумели выпускать подобные монеты.

Другим примером практического применения монет Proof можно считать Maundy money — монеты номиналом в один пенни и два, три и четыре пенса, которые король торжественно раздаривал народу на церемонии в Великий четверг (предпасхальный четверг Святой Недели). Примерно с XIII столетия английский монарх одарял в этот день нуждающихся едой, одеждой и деньгами. Постепенно действие превращалось в церемонию, а дарами, начиная с Елизаветы I, стали лишь деньги. Считается, что первый Maundy set (набор из четырёх монет) выпущен при Карле II, о котором мы уже упоминали. Первоначально Maundy money не отличались от обычных монет. Однако они являлись частью важной церемонии и должны были отличаться от обиходных. Поэтому их стали чеканить с матовым рельефом. Для этой благотворительной церемонии их выпускают и в наше время.

Революционный скачок технологии Proof обеспечили два человека — промышленник Мэтью Болтон и физик-изобретатель Джеймс Уатт, решившие конкурировать с Королевским монетным двором. Открыв производство в Сохо (район города Бирмингем), они показывают невиданное ранее качество монет и выигрывают тендер на поставку ста тонн разменной медной монеты в британские колонии. Качество обеспечено работой мощного парового двигателя детища Уатта. Болтон тоже не стоит в стороне от изобретательских процессов. Именно он предлагает специальное кольцо, фиксирующее будущую монету настолько прочно, что второй удар штемпелей приходится по тем же местам заготовки. Появившаяся возможность второго удара позволяет перенести на поле монеты самые мельчайшие детали рисунка. Первые же экземпляры, везде продвигаемые Болтоном и Уаттом в качестве рекламных образцов, вызывают восхищение специалистов. Отныне два или более удара по заготовке становится непременным условием для Proof. Образцовые монеты быстро обрели популярность в нумизматических кругах, и монетные дворы начали комплектовать наборы монет улучшенного качества для продажи коллекционерам. Появление юбилейных и памятных монет сделало технологию Proof ещё востребованней.

Монеты Proof в Российской империи

Производство Болтона-Уатта заинтересовало российских специалистов монетного дела. Пока Королевский монетный двор отказывался признать преимущество их станков, Россия одной из первых решилась закупить новое оборудование. После масштабной реконструкции монетного двора, проведённой на стыке XVIII и XIX веков, завезённые станки принялись чеканить деньги с невиданной до того скоростью: от 60 до 120 монет в минуту. Кстати, внедрение вдавленной гуртовой надписи это также заслуга Болтона.

При Александре I в Санкт-Петербурге опробуется и технология Proof, так как возможности для этого появились. Неизвестно, какими были первые результаты экспериментов, так как монеты ранних лет, отчеканенные в этом качестве, нумизматам известны лишь по новоделам (например, полуполтинники 1808 года или пробные портретные рубли 1810 года). Однако показанный выше 1 рубль 1816 года СПБ-МФ, проданный на аукционе Heritage в январе 2014 года за 99 875 долларов США, имеет отчётливо матовый рельеф на отполированном поле.

И всё же эксперты остерегаются называть царские монеты с зеркальным полем и матовым рельефом словом Proof, используя для этого выражение полированный чекан, которое можно повстречать в справочниках и каталогах, посвящённых монетам той поры. При Николае I освоение технологии продолжилось. Но чеканку общероссийских монет в этом качестве вряд ли можно было назвать массовой. Скорее, это были экспериментальные процессы или Proof в изначальном смысле пробные монеты, помогающие увидеть, насколько хорошо ложится на металл рисунок штемпеля.

Иное дело памятные и донативные монеты, чьё появление также пришлось на период правления Николая I. Кроме показанного выше свадебного рубля в полированном чекане известны один из вариантов семейного рубля, колонна и обе часовни (рубль и полтора рубля в память открытия памятника-часовни на Бородинском поле). Причём, монеты такого качества появляются на нумизматическом рынке постоянно, что подтверждает именно целенаправленную, а не пробную чеканку.

Можно с уверенностью сказать, что наивысшего расцвета российская технология полированного чекана достигла в период правления Николая II. Монетный двор Санкт-Петербурга не только чеканил почти все годовые и памятные монеты в улучшенном качестве, но и формировал из них коллекционные наборы. Даже относительно редкие 10, 15 и 20 копеек 1917 года, выпущенные перед самым крахом империи, известны с зеркальным полем и матовым рельефом.

Внедрение технологии Proof на монетных дворах СССР

После революции, казалось бы, потребность в полированном чекане отпала навсегда. Отменить монеты и банкноты у советской власти не получилось, однако в государстве рабочих и крестьян им отводилась лишь утилитарная функция расчётного средства. Положение изменилось, когда государство одобрило Новую экономическую политику (НЭП), давшую некоторую свободу коммерции и предпринимательству. Зарождённая на этой волне Советская Филателистическая Ассоциация (СФА) принялась активно продвигать различные коллекционные предметы на внутреннем и международном рынках. Именно по её заказу ЛМД отчеканил дополнительный тираж монет РСФСР и раннего СССР в улучшенном и полированном качестве. В этот же период на ЛМД сохранившимися штемпелями произвели чеканку рубля 1914 года Гангут. Причём, штемпели порой собирали причудливо, объединяя в пару обычный аверс и реверс полированного чекана или наоборот. Подробнее об этом выпуске читайте здесь.

Далее в СССР на десятилетия технология была забыта, тогда как остальные страны развивали её и совершенствовали. Положение изменила Олимпиада-80, когда в Москву должно было съехаться множество иностранных туристов. Для них и для зарубежных коллекционеров подготовили обширную нумизматическую программу, куда кроме медно-никелевых монет добавили позиции из золота, серебра и платины. Так как коллекционные монеты к тому времени почти повсеместно чеканились в качестве Proof, решено было на монетных дворах Москвы и Ленинграда освоить современное качество чеканки, которое разительно отличалось от дореволюционных технологий. Причём, на этот раз решили не приглашать зарубежных специалистов, а выполнить всё своими силами.

Мастера со стажем внезапно оказались в роли новичков, идущих сложным путём проб и ошибок. По воспоминаниям заместителя начальника инструментального цеха ЛМД той поры к запуску олимпийской монетной программы начали готовиться в 1976 году. Этапы производственного процесса приходилось выстраивать с нуля. Например, невысокому качеству пробной партии поспособствовала низкая степень полировки монетного кружка. Пришлось налаживать работу так, чтобы на выходе чистота поверхности заготовки достигала десятого класса. Только такие заготовки обеспечивали знаменитую зеркальность. Много сложностей было и с наладкой режимов отжига. Но все проблемы были успешно преодолены, и в 1977 году началась чеканка монет качества Proof в современном смысле этого слова.

Параллельно с монетной программой Москва-80 малыми тиражами решили отчеканить по новой технологии ранее выпущенные юбилейные рубли. Удивительнее всех сложилась судьба рубля в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. При одинаковом аверсе, демонстрирующем матовый рельеф и зеркальное поле, встречаются различные варианты реверса: зеркальный профиль Ильича (технология Anti-proof) и матовый (классический Proof).

Современный Proof и его варианты

Сейчас чеканка Proof предполагает, что заготовка полируется до зеркального блеска, а штемпель протравливается кислотой и также полируется. Затем штемпельная пара дважды или более ударяет по заготовке. После при необходимости проводят проработку деталей рисунка, и полученный экземпляр бережно упаковывают в запайку или капсулу. Обязательные признаки Proof:

  • двойной удар (на большинстве монет из-за этого край канта получает тонкий проволочный ободок),
  • мельчайшая детализация,
  • зеркальное поле,
  • матовые элементы рельефа,
  • строго перпендикулярный переход от вертикального рельефа (буквы и т.п.) к полю.

Тем не менее, в каталогах мы можем найти различное обозначение монет с зеркальным полем и матовым рельефом. Рассмотрим основные варианты, кроме уже известного нам классического.

Prooflike (похожий на Proof). Иногда такие монеты от обычного Proof внешне не отличить. Обозначение говорит нам, что какой-то из обязательных элементов пропущен. Например, двойной удар. Относительно отечественной нумизматики стоит вспомнить тяжеловесные монеты из драгоценных металлов. Оказывается, 600-тонные прессы, стоящие на вооружении СПМД, обеспечивают технологию Proof только для монет весом до 169 грамм. То есть при использовании стерлингового серебра (925-я проба) это максимум пятиунцовые монеты (на аверсе обозначение веса чистого металла 155,5). Всё, что тяжелее, в том числе, монеты весом в один, три и пять килограммов, правильно именовать Prooflike.

Грейдинговые конторы строго разводят Prooflike и Proof в разные категории. Когда монете присваивается грейд, то качество чеканки будет обозначаться буквами PF в случае Proof и PL в случае Prooflike.

Реверс-пруф (Anti-proof). Здесь матовым будет поле, а зеркальным рельефные элементы рисунка. Именно в таком виде Национальный банк Украины решил выпустить набор разменных монет за 2008 год. Остальные обязательные этапы производства Proof должны соблюдаться. Иначе это уже будет Anti-prooflike.

Matte proof (матовый пруф). Здесь первой снова отметилась Великобритания. Именно там появился подарочный набор, в составе которого находилось 11 монеток от пенни до пяти фунтов. Выпуск приурочили к коронации короля Эдуарда VII. В описании технологии можно прочитать, что из цепочки производственных этапов выпала полировка штемпеля после травления. Из-за этого поле монеты после удара выглядит не зеркальной гладью, а матовым. Для примера мы взяли монету Южной Родезии, которую чеканили не только в обычном качестве и классическом Proof, но и в матовом Proof.

Монетное производство продолжает совершенствоваться, поэтому технология Proof получает неожиданные дополнения. К одной из них относится лазерное матирование. Нанесённый им рисунок визуально вклинивается между зеркальной гладью и рельефом, создавая дополнительный слой, а то и не один. На показанной выше монете видно, как лазерное матирование вместе с рельефом создаёт иллюзию уходящего вдаль леса.

Ну и напоследок несколько простых, но обязательных правил при хранении монет качества Proof. Для этой категории есть только две степени сохранности: идеальная и некондиция. Малейшее помутнение, пятнышко или царапина тут же выводит Proof из коллекционного состояния. Поэтому храниться монета должна в упаковке (лучше в герметичной капсуле). Малейшее касание пальца оставит на зеркальной глади матовый след, удалить который сумеет только опытный реставратор. Брать Proof можно только за гурт, предварительно одев чистые хлопковые перчатки. Восстановить повреждённую монету Proof невозможно, что особенно печально, учитывая их малые тиражи. Поэтому будьте осторожны, и пусть ваши монеты Proof всегда пребывают лишь в коллекционном состоянии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: