Разновидности золотых монет Николая II

Золотые монеты часто используют для инвестирования или тезаврации. Однако многие из них представляют также интересный коллекционный материал, который становится предметом долгих обсуждений и даже тщательных исследований. Золотые монеты регулярного чекана, увидевшие свет при Николае II, представляют один из таких примеров. Уже давно известно, что портреты на аверсах одного и того же номинала могут быть не идентичны даже для схожих дат. Однако мало кому удаётся собрать полную коллекцию всех четырёх номиналов, в которой бы находились все типы портретов. Причина в том, что некоторые аверсы невероятно редки. Попробуем отыскать отличия профиля Николая II на монетах различного достоинства. Но сначала зафиксируем те фрагменты монетного поля, которые подлежат детальному изучению.

Детали монетного поля

  • А буквы С и Б, между которыми подсчитывается количество зубцов,
  • Б буква Й, положение дужки которой определяется относительно зубцов,
  • В характерные пряди бороды,
  • Г характерные пряди затылочной части,
  • Д номер лицевого штампа по Каюмову.

Данный обзор составлен по материалам детальных исследований золотых монет периода царствования Николая II, выполненных А.Ф. Каюмовым и Виталием Сидоровым.

Портреты Николая II на монете 7 рублей 50 копеек

Начнём обзор именно с этой монеты, поскольку общая классификация портретов на её аверсе имеет всего пару позиций. Появление столь диковинного и кажущегося довольно неудобным номинала обеспечила денежная реформа С.Ю. Витте, которая подарила России период финансового спокойствия, называемый эра золотого монометаллизма. Для этого пришлось пойти и на непопулярные меры, одной из которых стало снижение золотого содержания рубля. При Александре III имели хождение золотые монеты десятирублёвого (империал) и пятирублёвого (полуимпериал) достоинства. Их изготавливали из сплава, состоявшего из 90% золота и 10% меди. Вес чистого металла составлял в них 11,61 и 5,805 грамма соответственно. Денежная реформа Витте снизила вес золота в рубле ровно на треть. Теперь чистого металла в десятирублёвке нового образца было 7,74 грамма, а в новой пятирублёвке — 3,87 грамма. Но в первый год решили также выпустить привычные империалы и полуимпериалы, однако уже в ином номинале: 15 рублей и 7 рублей 50 копеек.

портреты на 7 рублях 50 копейках

Идентификация портрета императора здесь достаточно проста и определяется специалистами не по особенностям профиля самодержца, а по внешним признакам. Первоначально монеты распределяли по ширине канта, но детальный анализ показал, что в ряде случаев такой метод даёт ошибку. Поэтому проще пересчитать зубчики, находящиеся в самом низу монетного поля между буквами С и Б. Если они мелкие, а их число 16, перед нами Лицевой штамп № 2 (по Каюмову) или плоский чекан (по Сидорову). На иллюстрации эта монета расположена справа. Если же они крупные и в меньшем количестве (13 по Каюмову и 12 по Сидорову), то монета имеет Лицевой штамп № 1 и попадает в категорию выпуклый чекан (на иллюстрации эта монета слева). Тираж монеты составил 16 829 000 штук. В общем количестве монеты плоского чекана встречаются намного реже. Разбивка на две позиции не является окончательной. Например, каталог Казакова описывает шесть вариантов портрета.

Портреты Николая II на монете 15 рублей

Империал являлся самой крупной по достоинству обиходной монетой. По документам общее количество отчеканенных монет равно 11 900 033 экземпляра. Несмотря на то, что портреты Николая II здесь существенно разнятся, специалисты снова предлагают идентифицировать их по буквам круговой надписи (вернее, по их расположению к обрезу шеи). Каюмов определяет здесь три основных типа: за обрез шеи заходят буквы СС (монета слева), буквы ОСС (монета в центре) и буквы РОСС (монета справа).

Варианты СС и ОСС являются распространёнными. Коллекционеру не составит большого труда раздобыть любой из них. Зоркий взгляд найдёт множество отличий в этих вариантах аверса. Например, отлично видно, что на левой монете портрет императора приподнят, а на правой приспущен. Зубчики левой монеты имеют каноничную форму с округлыми окончаниями, и между буквами С и Б их 18. На правой монете зубчики крупнее и заострены. Между буквами С и Б их всего 10.

А вот вариант РОСС имеет два типа, различающиеся не только зубчиками, но и величиной портрета. Профиль самодержца может занимать всю вертикаль монеты, почти касаясь зубчатого ободка (монета слева), или находиться от зубчиков на приличном расстоянии (монета справа). Оба типа встречаются исключительно редко, и специалисты относят их к пробным монетам. Об их уникальности говорят и цены. Например, малый портрет продан в 2006 году на аукционе за 2 216 100 рублей.

Портреты Николая II на монете 5 рублей

Разбирая данный номинал, Каюмов останавливается на шести вариантах, каждый из которых характерен для определённого периода чеканки, за исключением дополнительного тиража, выпущенного ЛМД уже в 20-х годах, когда штемпельную пару могли объединить причудливым сочетанием аверса и реверса.

Лицевой штамп № 1 характерен тем, что нос императора острый, ноздри не видно, а в нижней части бороды имеются три хорошо различимые пряди. Анализируя пряди прически на затылке, можно сказать, что большинство из них выполнено на монете в виде углублений, и лишь четыре сделаны в форме выступов. Этот портрет массово представлен на пятирублёвках с датой 1897.

Портрет Лицевого штампа № 2, встречающийся на монетах, начиная с 1898 года, в общих чертах аналогичен разобранному выше. Отличия ищем по расположению букв круговой надписи относительно зубчиков. Например, дужка буквы Й в имени самодержца для первого варианта размещена между зубчиков, а во втором находится под одним из зубчиков.

Если располагать варианты по хронологии царской чеканки, то следующим надо поставить Лицевой штамп № 5, впервые появившийся в 1900 году и не замеченный ни на одной монете с ранними датами. Здесь также нос императора острый, ноздри не видно, а в нижней части бороды имеются три хорошо различимые пряди. Однако ближняя к шее прядь на участке, идущем вдоль нижнего контура бороды, визуально выглядит более узкой. На затылке выделяются пять прядей-углублений и шесть прядей-выступов. Пряди-углубления практически совпадают с разобранными выше, а вот пряди-выступы имеют отличия. Например, первая от затылка прядь имеет иную кривизну, две последующих укорочены, а ближние к уху совпадают с прядями-углублениями. Такой вариант можно увидеть на пятирублёвках периода 1900-1902 гг.

Наконец, в 1903 году появляется последний вариант, обозначенный у Каюмова как Лицевой штамп № 3. Профиль самодержца претерпел значительные изменения. Нос теперь округлой формы, и отчётливо видна ноздря. Рисунок бороды сглажен, но при особом старании в ней можно выделить пять прядей. Пряди на затылке нанесены беспорядочно, но из общей массы выделяются восемь прядей. Монеты с этим портретом чеканились до 1911 года, после которого данный номинал при Николае II не выпускался. Виталием Сидоровым указывается, что в 1906 году рисунок аверса претерпел незначительные изменения, впрочем, недостаточные для того, чтобы уделить им отдельный вариант.

Особняком стоят Лицевой штамп № 4 (монета слева) и Лицевой штамп № 6 (монета справа), проходящие в коллекционной среде под общим названием Большая голова. Эксперты сходятся во мнении, что монеты с этим аверсом преимущественно чеканились уже в советское время. Отличия от вариантов, разобранных выше, в более крупном размере профиля самодержца. У данных типов портрета нос острый и ноздри не видно. Для Лицевого штампа № 4 характерна одна заметная прядь в бороде, выступающая её контуром, и тринадцать прядей причёски на затылке, три из которых частично проходят над ухом императора. У Лицевого штампа № 6 в верхней части бороды присутствуют четыре хорошо различимых пряди, а на затылке выделяют девять прядей, две из которых повторяют кривизну уха.

Какие же пятирублёвки Николая II считаются самыми редкими? Если смотреть по годам, то надо сразу исключить выпуски 1906 и 1907 гг. (10 и 106 экземпляров соответственно). Небольшие тиражи имеют монеты с датами 1911 и 1912. Редкость того или иного варианта портрета анализируется в сочетании с датой. Например, Каюмов отметил как редкие Лицевой штамп № 3 на пятирублёвке 1899 года (советский чекан) или Лицевой штамп № 6 на монетах с датами 1897 и 1898.

Портреты Николая II на монете 10 рублей

Самым многочисленным по вариантам являются десятирублёвки, которые коллекционеры привычно именуют червонцы. Стоит отметить, что в царские времена монеты данного номинала так не называли. Прозвище прикрепилось к ним в годы чеканки советского червонца, аналогичного по пробе и массе чистого металла. Каюмов выделяет семь вариантов портретов. Проведём последовательность их появления с помощью исследований Каюмова и Сидорова.

Как известно, чеканка десятирублёвок нового образца началась на год позже остальных трёх номиналов. Чаще всего на монетах с датой 1898 встречается Лицевой штамп № 4. На уплощённом портрете императора нос круглый и ноздри не видно. Для бороды характерна единственная хорошо заметная прядь, сначала идущая по контуру нижней части волос, а потом поднимающаяся выше. На этом фрагменте между ней и контуром есть ещё коротенький намёток пряди. На затылке самодержца Каюмов отмечает шесть тонких прядей.

В этом же году к чеканят вариант аверса Лицевой штамп № 1. Прядь в бороде имеет излом, выраженный ярче, и на трети монет имеет переход непосредственно к шее. На затылке выделяются пять прядей. Четыре из них имеют общую кривизну изгиба, но чем ближе прядь из этой четвёрки к уху, тем короче её длина. Именно этот вариант для монет с датой 1898 отыскать крайне сложно.

Дата 1899 для десятирублёвки знаковая. Если учитывать монеты советского чекана, то с этой датой на реверсе встречаются все семь вариантов аверса. Рассмотрим Лицевой штамп № 5. Форма носа Николая II круглая, в нём становится видна ноздря. В бороде ближе к шее различимы три пряди в форме изогнутой короны. На большинстве монет затылок императора имеет шесть различимых прядей, увеличивающихся в размерах по мере удаления от уха. Шестая прядь в верхней части раздваивается. На некоторых монетах можно обнаружить короткую седьмую прядь, практически повторяющую контур затылка. Кончики усов имеют три ясно выраженных завитка.

Лицевой штамп № 6 имеет сглаженные черты портрета. Форма носа острая, ноздри не видно. В бороде вблизи шеи заметны три чёткие пряди, из которых две скругляются к контуру бороды, а третья проходит выше и после округления касается не контура, а вертикальной части своей соседки. На затылке различают семь прядей, две из которых пересекаются. Главное отличие этого штемпеля — между буквами С и Б располагается 14 зубчиков ободка, а не 12, как на остальных вариантах.

1900 год считается переходным для портретов на пяти- и десятирублёвых монетах Николая II. Впервые (если отбросить советскую чеканку) появляется Лицевой штамп № 7. Нос самодержца круглый, однако ноздри не видно. Единственная характерная прядь бороды сначала идёт по контуру, а после взмывает по диагонали. Если её мысленно продолжить, то она упрётся в мочку уха. На затылке шесть прядей, две ближние к уху сливаются в нижней части, образуя подобие буквы У. Этот тип штемпеля завершает группу так называемых ранних портретов.

Поздний портрет представлен Лицевым штампом № 2, имея разительные отличия от ранних. Портрет приобретает рельеф. Кардинально меняется прорисовка бороды, заполненной толстыми линиями, которых насчитывается семь. Добавляется пять коротких, почти горизонтальных прядей по краю скулы. На затылке различимы десять толстых рельефных прядей. У них различная степень кривизны, поэтому они порой касаются друг друга. Нос круглой формы, в нём видна ноздря.

И в заключение особый вариант — Лицевой штамп № 3 или малая голова. Среди коллекционеров его ещё называют лампочка или итальянец (происхождение последнего названия связано с тем, что первые экземпляры монет с этим аверсом привезли из Италии). Кроме уменьшенного размера портрета исследователи выделяют 9 хорошо различимых плавных волнообразных прядей, составляющих головной пробор прически Николая II. Исторически это самый интересный аверс, так как в царское время данный вариант портрета не использовался. Откуда же он возник? Существует гипотеза, что ЛМД, приступив в 20-х годах к дочеканке золотых монет последнего императора России, использовал весь сохранившийся от царской поры инструмент. Поэтому из запасников извлекли штемпель, являющийся пробным, то есть неутверждённым к массовой чеканке. Этот вариант аверса можно найти на монетах с датами 1898, 1899, 1901 и 1904.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: