1 января 1998 года в оборот отправилась гигантская масса деноминированных рублей, которые знаменовали успешное окончание очередной денежной реформы. Датированы они были предыдущим годом (реальным временем чеканки), но оба монетных двора уже приступили к производству монет с датой 1998.
2 рубля 1998 года СПМД
- Материал: нейзильбер (МНМц50-10-5),
- Вес: 5,1 грамма,
- Диаметр: 23 мм,
- Толщина: 1,8 мм,
- Гурт: 12 участков по 7 рифлений, чередующихся с 12 гладкими участками.
В числе монет регулярного чекана снова появляется двухрублёвый номинал. Впервые он возникает в конце правления Петра I, представляя собой золотую монету, на лицевой стороне которой отчеканен портрет государя, а на обороте — Святой Андрей. В советский период этот номинал мог появиться при Н.С. Хрущёве. В рамках подготовки к денежной реформе 1958 года разработали большую монетную линейку, начинавшуюся копейкой и заканчивающуюся пятирублёвкой. Рублёвые номиналы (среди которых были и 2 рубля) предназначались для торговых автоматов. Но реформу перенесли, отчеканенный тираж отправили на переплавку, а монеты достоинством выше рубля решили для оборота не использовать. Сейчас же двухрублёвая монета кажется привычным средством расчёта. Во второй год её чеканки Санкт-Петербург продолжает применять два вида штемпеля реверса. Это Шт. 1.1 (здесь и далее использована классификация каталога Александра Сташкина) и Шт. 1.42. Редких двухрублёвок среди них нет.
2 рубля 1998 года ММД
В отличие от обилия разновидностей предыдущего года Москва теперь тоже использует всего два типа реверса: Шт. 1.3 с элементами рисунка, отдалёнными от канта, и Шт. 1.41, где детали изображения визуально приближены к канту. Обе разновидности встречаются примерно в равных пропорциях и редкими не являются.
Для справки мы помещаем отличия штемпеля семейства Шт. 1.4х от Шт. 1.1 (СПМД) и Шт. 1.3 (ММД). При большом увеличении отдалённость или приближенность элементов растительного орнамента к канту вполне различима. Заметим, что число коллекционеров разновидностей сравнительно невелико: большинство нумизматов отдаёт предпочтение коллекционированию российских монет регулярного чекана по датам и обозначению монетного двора.
2 рубля 1998 года, пробные
Оформление обиходной двухрублёвки стало для нас привычным. Кажется, что другой она и быть не могла. Но это не так. И сам растительный орнамент, и место его расположения на пробной монете выглядят иначе. Один из таких экземпляров нумизматы увидели на выставке История Денег, которая проходила в Санкт-Петербурге. Неужели дизайн монет могли поменять уже после реформы, несмотря на тираж 1997 года, отчеканенный ММД и СПМД? Это не так. Перед нами монета с датой из будущего. Учитывая наличие схожего пробника с датой 1995, можно предположить, что данный экземпляр — это образец, максимально схожий с планируемой монетой. Поэтому вместо настоящего года выпуска здесь просто поставлено требуемое число.
Юбилейные 2 рубля 1998 года
- Металл: серебро 925-й пробы,
- Вес: 17 грамм,
- Вес чистого металла: 15,55 грамма,
- Диаметр: 33 мм,
- Толщина: 2,4 мм,
- Гурт: 195 рифлений.
Кроме регулярного тиража оба монетных двора чеканят коллекционные монеты из драгоценных металлов, номинал которых может совпадать с обиходными. Двухрублёвый номинал закреплён Банком России за монетами из серебра, масса драгоценного металла в которых составляет половину тройской унции. Все шесть коллекционных двухрублёвок входят в серию Выдающиеся личности России. Кроме того, по существовавшей тогда традиции их можно разделить на три мини-серии, посвященные определённому юбилею. Каждая из них состоит из двух монет с различным оформлением реверса. 1998 год — это рубеж для коллекционных монет Санкт-Петербурга, на аверсе которых теперь вместо логотипа ЛМД проставляют схожий по виду товарный знак СПМД.
2 рубля 1998 года 150-летие со дня рождения В.М. Васнецова
Знаменитый русский живописец появился на свет 15 мая 1848 года в семье православного священника, что предопределило его будущую учёбу сначала в Вятском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. Во время учёбы при содействии преподавателя по рисованию Н.М. Чернышёва увлёкся живописью. Успехи на этом поприще настолько восхитили его отца, что тот даёт благословение на переезд юноши в Санкт-Петербург для учёбы в Императорской Академии художеств. За время обучения Васнецов был удостоен одной большой и двух малых серебряных академических медалей, а в 1893 году его приняли в действительные члены Академии художеств. Наибольшую славу художнику снискали картины, которые можно считать иллюстрациями к русским былинам или народным сказкам. На одной из монет представлено полотно Богатыри, над которым художник работал почти двадцать лет. Сюжетом стал дозорный объезд границ Древней Руси богатырским отрядом. По мнению критиков Васнецов …наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты. Васнецовские образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича стали каноническими. На их основе уже другие живописцы стали придумывать свои иллюстрации.
На второй двухрублёвке дизайнер монетного двора объединил две картины Васнецова. Алёнушка, на создание которой ушло почти два года, задумывалась как образ одинокой деревенской сироты. Но замена современного платья на древнерусский его вариант сотворила настоящее чудо. Картина стала прочно ассоциироваться с народной сказкой Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, и каждый, глядя на неё, думал, что это та самая сказочная Алёнушка, которая грустит о таинственно пропавшем брате, пока не отваживаясь идти ему на выручку. Иван-царевич на Сером Волке связана с фольклорными историями, большинство сюжетов которых рассказывают о походе за молодильными яблоками. Главный герой с помощью спасённого им волка уже выполнил задание и теперь возвращается с невестой на царский двор, ускользая от тёмных сил. Образ Елены Прекрасной Васнецов создал на основе другой своей картины — Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. Общим элементом обеих монет можно считать изображение живописца.
2 рубля 1998 года 100-летие со дня рождения С.М. Эйзенштейна
Известный деятель советского театра и кино за свои работы получил звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Доктора искусствоведения. Его труды отмечены в 1941 и 1946 гг. Сталинскими премиями первой степени. Кроме режиссуры Эйзенштейн преподавал во ВГИКе и создал немало фундаментальных работ по теории кинематографа. Всемирную известность ему принесла кинокартина Броненосец Потёмкин, после триумфа которой Эйзенштейн стал ассоциироваться со всем советским кинематографом. Премьера фильма, задуманного к очередному юбилею Первой русской революции (протестные выступления 1905 года), прошла на торжественном заседании в Большом театре (21 декабря 1925 года). Зрителей невероятно впечатлил развевающийся красный флаг на фоне событий, представленных в чёрно-белых цветах. Для этого эффекта пришлось вручную раскрасить более сотни кадров на плёнке. Пика славы картина достигла в 1958 году, когда на Всемирной выставке в Брюсселе по результатам опроса киноведов из 26 стран её признали лучшим фильмом всех времён и народов. На первой монете Эйзенштейн вписан в кадр киноплёнки, а на второй он изображён за работой над своим самым знаменитым фильмом.
2 рубля 1998 года 135-летие со дня рождения К.С. Станиславского
Вместе с Владимиром Немировичем-Данченко Станиславского заслуженно считают не только новаторами, но и великими реформаторами русских театральных постановок. Созданный их усилиями Московский Художественный театр долгое время был эталоном в этом виде искусства. Однако в мировую культуру великий режиссёр, актёр и педагог вошёл в качестве автора уникального метода обучения актёрскому мастерству, известного как Система Станиславского. Его заслуги отмечены званием Почётного члена Академии наук СССР и высшей наградой страны — орденом Ленина. Именно Константин Сергеевич первым получил звание Народного артиста СССР. О мастерстве театральных постановок известно следующее высказывание Станиславского: Режиссёр это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как её играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссёру огромную службу. Одна из монет представляет нам портрет Станиславского крупным планом, а вторая показывает сцену из пьесы Горького На дне. Общим элементом для этой пары двухрублёвок является театральный занавес с чайкой эмблемой МХАТа.