Как не купить копию

Невероятно обидно, когда при просмотре вашей коллекции эксперт обнаружит подделку. Ещё обиднее, если эта подделка куплена по цене настоящей монеты. Для неподготовленного взгляда оригинал и сделанная с него копия практически идентичны. В этой статье мы не будем касаться острой проблемы клонирования монет царской чеканки, но дадим несколько советов, которые обезопасят вас от покупки примитивной копии или среднего качества фальшивки для обмана коллекционеров.

Внимательный осмотр

Рестрайк

Большинство примитивных копий имеют явные отличия от оригинала по нескольким причинам. Во-первых, производители копий намеренно вносят отличия, чтобы их не привлекли за изготовление подделок (выше показан официальный медно-никелевый рестрайк монеты периода правления Николая II). Во-вторых, создание точной копии — весьма дорогая операция, а при массовом производстве всю цепь операций стараются максимально удешевить. В-третьих, копию редкой монеты порой делают не с подлинника, а с перерезки, перенося все признаки, выдающие фальшивку.

1 рубль 1912 Трон - оригинал и копия

Примитивные копии российский монет выдаёт банальное незнание русского языка. Выше пример, где изготовитель поддельного штемпеля не увидел разницы между русской буквой И и латинской буквой N. Если присмотреться, можно заметить, что и букву Ц он с лёгкостью заменил римской цифрой II.

Внимательно осматривайте кандидата на покупку. Очень часто фальшивку легко выдают потёртости, на которых цвет резко отличается от оригинального металла. На многих копиях серебряных монет заметны жёлтые залысины в местах потёртостей. Это проявляется латунь, с которой стёрлось покрытие, имитирующее серебро.

Галерея копий, получивших наибольшее распространение

Изготовить штемпель старинной монеты, внешне схожий с оригиналом — удовольствие не из дешёвых. Поэтому окупается лишь массовое производство. Посмотрим на самые распространённые копии, одновременно сравнивая их с оригиналами:

Это подлинник редкой монеты 1 рубль 1912 года Сей славный год. Детализация мелких элементов выдержана. Шрифт надписи на реверсе чёткий. Шрифт гуртовой надписи соответствует данному периоду чеканки.

Это копия данной монеты. Детализация мелких элементов нарушена (что видно при изучении копии под большим увеличением). Шрифт надписи на реверсе смазанный (чёткость букв, характерная для чеканки, отсутствует). Шрифт гуртовой надписи имеет отклонения, особенно заметные по исполнению цифры 4.

Оригинал последнего памятного рубля Российской империи Гангут (слева) и его примитивная копия (справа). Достаточно взглянуть на карикатурную фигуру Георгия Победоносца на гербе Москвы. Изготовитель копии поленился и в деле изображения четвёрки морских карт, ограничившись лёгкими штришками, отдалённо напоминающими линии на подлиннике.

Новичкам под видом оригинала часто предлагается копия серебряных 2 рублей 1722 года. Это невероятно редкая монета, имеющая статус пробной, но дошедшая до нас лишь в виде новоделов. Её средняя рыночная цена полтора миллиона рублей. Но достаточно положить рядом оригинал (на иллюстрации это монета справа) и копию (на фото она с левой стороны), как глаз сразу ловит множество отличий. На копии отсутствует масса мелких элементов рисунка (это видно хотя бы по короне на реверсе).

Массово подделывают и рубли Николая II. На фото выше лицевая сторона серебряного рубля 1903 года (слева) и двух медно-никелевых копий. Подделка в центре напрягает расплывчатым рисунком. На копии справа шрифт легенды достаточно изящен, но императорский барельеф делал явно не мастер скульптуры.

Посмотрим и на реверсы. Копия в центре снова имеет явную расплывчатость изображения. Кроме того, гравёр поленился поставить точку после Г. На копии справа исполнение Государственного герба сделано в иной манере, чем на подлиннике. Достаточно взглянуть на хвост.

И в завершение одна из наиболее дорогих монет Российской империи пробный портретный рубль 1796 года. Если подлинник показывает нам вершину медальерного искусства, подчёркивая изящество императорского лица, то на копии предстаёт скособоченный уродец, имеющий лишь крайне отдалённое сходство с Павлом I.

Гурт

На форуме нумизматов при определении подлинности той или иной дорогой монеты требуют предъявить гурт чуть ли не в обязательном порядке. Накатка гурта — достаточно сложная операция. Поэтому изготовители копий часто оставляют гурт без оформления, либо используют самое простое.

Это подлинный рубль Елизаветы Петровны 1744 года, отчеканенный в Москве. Гурт оригинала выпуклый и рассказывает о месте чеканки: МОСКОВСКОГО МАНЕТНОГО ДВОРА. Выпуклая надпись характерна для многих монет чеканки XVIII века.

Это копия, которую сразу выдаёт вдавленная надпись. Такой тип накатки гурта стали применять после модернизации Санкт-Петербургского монетного двора в XVIII веке, когда завезли механизмы нового поколения. Он рассказывает о пробе металла или его лигатурном весе. Даже случайно он никак не мог появиться на монетах предыдущего столетия.

Однако изготовители копий штудируют нумизматические форумы. Выше смешная попытка создания выпуклого гуртового оформления в расчёте на коллекционера-новичка, никогда не видевшего подлинный рубль Иоанна Антоновича.

Достоверно воссоздать гурт получается крайне редко. Выше сравнение оригинального гурта рублей 1921-1922 гг. (верхняя монета на фото) с гуртом их копий. Мы рассказывали историю о том, как нумизматам были предложены магнитные 50 копеек 2006 года с рифлёным гуртом. После покупки осмотр выявил иную технологию гурчения, чем применяют на монетном дворе. Кроме того, отличалось и число рифлений. Вердикт: на подлинную монету нанесли рифления уже вне монетного двора. Таким же способом отсеивают и подделки 3 копеек 1924 года с рифлёным гуртом. На редких оригиналах гурт соответствует рифлениям общеимперской монеты аналогичного номинала. Насечки поддельного гурт просто не совпадут с рифлениями подлинной монеты, если их поставить друг на друга столбиком.

Проверка основных характеристик монеты

При покупке редкой или нечастой монеты следует обратить особое внимание на следующие параметры:




    • вес
    • толщина
    • диаметр
    • магнитные свойства




Разность веса металлов при одинаковом их объёме известна ещё со времён Архимеда, который по легенде (благодаря вытесненной воде) определил недостаточную чистоту золота в короне сиракузского царя Гиерона II. Хитрый ювелир заменил часть золота серебром, которое по весу легче, но имеет больший объём. В наше время изготовители копий часто эту разность не учитывают. Поэтому на весах оригинальный рубль Николая II и его медно-никелевая копия покажут разные значения.

Однако обязательная проверка веса уже вошла в привычку у нумизматов, поэтому изготовители копий ищут различные способы подгонки веса под значение, указанное в каталоге. Одним из них стало изменение толщины. Поэтому полезно знать примерную толщину подлинной монеты и при заметном от неё отклонении воздержаться от покупки подозрительного экземпляра.



Подгонка веса для копий старинных монет может осуществляться и изменением диаметра. Новичок зачастую не в курсе, какой диаметр должен быть у подлинника, и отклонения на несколько миллиметров в меньшую или большую сторону чувства тревоги у него не вызывают. Проверка диаметра полезна ещё при идентификации редких разновидов, чей гурт остался без оформления (надписи или рифлений, присущих стандартному экземпляру). Очень часто оказывается, что гурт почистили путём стачивания и последующей шлифовки.

Удешевление производства заставляет отказываться от подорожавших цветных металлов, используя дешёвые чёрные сплавы, на поверхность которых наносится покрытие. Но дешёвую копию здесь выдают магнитные свойства, так как ни золото, ни серебро на магнит не реагируют.

Работа с каталогами

Эксперты порой опознают фальшивку, даже не глядя на гурт. Под лапами орла на копии мы видим буквы I и М — инициалы минцмейстера Ивана Маркова. Заглянув в каталог, мы узнаем, что такая комбинация чеканилась только на монетном дворе Санкт-Петербурга. То есть под портретом императрицы должно значиться СПБ, но там явно различимые буквы ММД. Штемпель для копии изготовили из аверса и реверса двух разных монет.

Тщательное сличение оригинальной 1 копейки 1931 года редкой разновидности с монетами, подозрительно часто предлагаемым один и тем же продавцом, позволил обнаружить серийное производство перерезок. Неизвестный мастер смог воспроизвести ключевой признак редкого разновида, но не знал, что есть и другие отличия этого штемпеля от варианта аверса, не являющегося раритетным.

Штудирование каталога позволяет отсеять несуществующие монеты. Создатели копий порой делают фантастические изделия, которых не существовало в природе, несмотря на то, что эти монеты выглядят вполне правдиво. На иллюстрации монета, у которой не может существовать подлинника. Ведь первые золотые десятирублёвки данного типа появились лишь в 1898 году (золотые империалы десятирублёвого достоинства с портретом Николая Второго чеканили и в 1895 году, но выглядят эти монеты по-другому).

Хорошую службу может сыграть знание тиража той или иной нумизматической позиции. Если отчеканили всего несколько десятков таких монет, вероятность того, что заветный подлинник находится в руках потрёпанного жизнью мужичка, желающего её вам всучить, стремится к нулю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: