В истории нумизматики случаются весьма интересные и интригующие моменты. Такой особый и до конца не ясный случай произошел с широкой серебряной монетой Петра I номиналом 2 рубля 1722 года. До сих пор до конца неизвестно, как обстояло дела с ее чеканкой на самом деле, но то, что представленные на современном рынке аналоги являются либо новоделом, либо подделкой, очевидно. В представленном монетным двором каталоге 1790 года данный чекан не числился. Как отличить подделку двухрублевой монеты 1722 от подлинного и ценного новодела, и что он из себя представляет— во всем этом стоит разобраться, чтобы не упустить выгоду и не стать жертвой мошенничества.
Если некие монеты почтенного возраста регулярно и часто появляются на аукционах и других торговых площадках, очевидно, что все они являются, в лучшем случае, новоделами. В настоящее время недостатка предложений о продаже двухрублевой монеты, датированной 1722 годом, нет. Чтобы понять, что на самом деле нам предлагают купить, следует разобраться в истории этой монеты. Доподлинно известно только то, что в конце XVIII века (ориентировочно в 1790 году) монетный двор представил полную опись новоделов, в которой нет упоминания о данной серебряной двухрублевке.
В то же время сами монеты этого периода чеканки в наличии есть в количестве, как минимум, двух штук, и возраст их подтвержден экспертным путем. Остальные серебряные 2-рублевки 1722 года были отштампованы самое ранее — на рубеже конца XVIII начала XIX века.
Новодел, копия, подделка — в чем разница
Прежде чем понять, что находится у нас в руках, следует четко различать категории не оригинальных монет, которые делятся нумизматами на следующие понятия.
Подделка (фальшивка)
Здесь все просто. Мошенники пытаются в точности повторить оригинал с целью обмана и наживы.
Копия
Отличается от подделки тем, что не выдает себя за оригинал и распространяется законно. Имеет большое сходство с оригиналом, но обязательно имеет в наличии отличительные признаки.
Имитация
Почти то же самое, что копия, но более низкого качества, имеющая большие отличия от оригинала.
Новодел
Монеты, отчеканенные в более поздние сроки, но оригинальными штемпелями или их точно воссозданными копиями на том же монетном дворе. Обычно имеют ограниченный тираж и нередко сами становятся раритетами. Имеются случаи и новодела несуществующих монет, т.е. тех, которых не было в монетном производстве данного периода. Является ли случай с 2 рублями 1722 года именно таким, долгое время пытались разобраться нумизматы.
Узаконены новоделы были при Александре I, но с той оговоркой, что для их чекана должны были использоваться исключительно оригинальные сохранившиеся штемпели. Однако вызывает большое сомнение, что создаваемые в петровские времена копии кто-то мог тогда отличить от более ранних оригиналов. Отсутствие глубоких знаний в этой области приводило и к случаям обмана весьма известных коллекционеров. С данной проблемой пытался бороться Николай I, издавший указ не хранить отработанные штемпели, а сразу же их уничтожать. Но, поскольку лично следить за этим он не мог, часть правящей верхушки распорядилась этими штемпелями по-своему, и новоделы продолжали всплывать на нумизматическом рынке.
В настоящее время разработано множество способов искусственного состаривания металла, что подвергает сомнению подлинность экземпляров даже с толстым слоем патины и прочих признаков долгого хранения. Еще больше недоверия возникает на почве того, что в России принят закон о запрещении продажи монет, найденных в кладах, что делает появление подлинных раритетов на нумизматическом рынке еще более редким событием.
Эксперты тоже ошибаются
Споры о том, какими штемпелями чеканились 2 рубля 1722 года, подлинными или изготовленными на том же монетном дворе несколькими десятилетиями позже, продолжались много лет. Среди оппонентов были эксперты с очень высокой репутацией, но их мнения расходились. В частности — фон Винклер, досконально изучивший технику монетного двора в правление Петра I и написавший несколько трудов на эту тему, и Х. Гиль, издавший Практическое руководство для собирателей.
Оба они сошлись во мнении о более позднем изготовлении модели оттиска. В качестве главного аргумента они ориентировались на отсутствие усов на портрете царя. Однако есть подтвержденные экспертами случаи, когда оригиналы не использовались более 60 лет, впоследствии доставались из архива и открывались. Термин означает, что монетную печать интенсивно очищали от коррозии, закаляли и запускали в дело. В результате коллекционеры получали монеты, о которых не ведали со времен проставленной на них даты чекана.
Повторное использование штемпелей данной монеты сегодня уже не вызывает сомнений. Монеты могут отличаться гуртом (у большинства из них он гладкий, реже — с насечкой), колебаниями диаметра (48-51 мм) и веса (31-55 г), что является типичным для новоделов. Различается глубина и четкость прочекана, область и объем следов от ржавчины, степень потертости и образования патины. Все эти детали так же стали весомыми факторами в формировании мнения об использовании оригинальных или вновь изготовленных штемпелей. Тем не менее, серьезное исследование значительного количества экземпляров позволило выявить наличие признаков идентичности прессов во всех изученных случаях.
Первый подлинник монеты 1722 года
О том, что оригинал монеты все-таки существует, впервые объявил Шодуар, обнаружив ее в коллекции Кунтскамеры, которая в те времена была в Росси наиболее богатой экспозицией. Двухрублевик, как оказалось, был внесен в ее каталог уже в 1745 году в числе других экземпляров монет и медалей. Его вес составлял 49,9 г, а на гурте имелась сетчатая насечка. В записях Шодуара упоминались и несколько более легких новоделов более поздней чеканки.
Тот же самый оригинальный экземпляр был описан Ф.Ф. Шубертом с 1857 г., который уточнил, что это была не партия, предназначенная для регулярных расчетов, а пробный образец. При этом, по совершенно непонятной причине, он оценивает его в одну стоимость в несколькими внесенными в каталог новоделами, по 40 франков каждая. Кроме того, он подтвердил, что подлинные штемпели монетного двора были сохранены и именно они использовались спустя значительное время для выпуска данной партии.
Подлинник монеты после Кунсткамеры оказывался в нескольких других хранилищах, пока, наконец, в 1927 году не был помещен в Эрмитаж. При этом он не выставлялся, а находился в запасниках в строго ограниченном для очень немногих доступе, из-за чего выпал из зоны внимания нумизматов и не включался в последующие каталоги, составленные после издания Шуберта.
После того, как стало очевидно, что пробный образец, как минимум в одном экземпляре, существует, исследователи пытались понять, для чего предназначался предполагаемый выпуск и почему он не состоялся. Ни в одном документе данного периода никаких сведений об этом не содержится. Высказывалось предположение (Спасский), что это было связано с предложением Меньшикова о перечеканке всех денег из серебра, чтобы заменить их на изделия значительно более низкой пробы. Однако проект Меньшикова был предложен в 1726 г., что имело хронологическую нестыковку. Кроме того, данный двойной рубль сильно отличался размерами от аналога, задуманного Екатериной. Очевидным оставалось только то, что штемпели подлинника и более поздних новоделов имели доказательные признаки идентичности.
Причина их частичной несхожести объясняется энергичной чисткой металла печатей, что привело к потере некоторых мелких деталей и общей четкости изображения. Удивительно другое — то, что и сам подлинник не блещет высоким качеством чекана и не годится для того, чтобы являть собой образец.
Второй подлинник монеты Петра
Был обнаружен и второй оригинал 2 рублей 1722 года. Упоминаний о нем не было обнаружено ни в одной из нумизматических публикаций. Долгое время монета находилась в коллекционном собрании великого князя Георгия Михайловича, а затем была отдана на хранение в Смитсоновский институт, где находится и в настоящее время. Она имеет такой сетчатый гурт, но весит больше — 54,44 г. Толстый серебряный кружок, на котором она отчеканена, далек от совершенства, как и качество самого чекана. Он местами слаб почти до неразличимости, т.е. признаки так называемой неформальности здесь еще более утрированы, нежели в предыдущем случае. По всей видимости, пробный чекан имел целью проверки не качества изображения, а возможностей самого пресса.
Велика вероятность того, что первый подлинник был изготовлен по приказу Якова Брюса, который ведал чеканкой и имел такую возможность. В 1735 г. он завещал ее Кунсткамере. Происхождение второго оригинала остается неясным.
Зачем царь усы сбрил
Отсутствие на портрете императора усов, с которыми он не расставался в жизни, стало одним из камней преткновения в спорах о подлинности монеты. По всей вероятности, штемпели были попросту недогравированы (о чем говорит и состояние подлинных монет, особенно смитсоновского) и отложены в таком состоянии на хранение после отказа от замысла массовой чеканки 2 рублей 1722 года.
Откуда столько подделок
На основании вышесказанного становится очевидным, что новодел 2-хрублевой монеты Петра является ценной и достаточно редкой монетой. Стоит она немалых денег, и купить ее под силу не каждому коллекционеру. Однако закрыть отсутствующие позиции коллекции царских монет стремятся многие из них, хотя бы на время поиска и покупки более ценных раритетов. С этой целью существуют совершенно легальное и законное производство копий, которые не выдают себя за оригиналы и имеют соответственно невысокую стоимость. Их качество и сходство могут существенно отличаться, но объединяет их то, что они не выдают себя за что-то другое, а их продажа не носит никакого криминального характера.
Однако на рубеже 2016-2017 гг. из предложения виртуального нумизматического рынка одномоментно и подчистую пропали все копии царских монет данного периода, в т. ч. и означенный двухрублевик. Недоумение коллекционеров разрешилось очень скоро, когда в точки покупки старинных монет начали стекаться людские потоки обманутых граждан. Явление приобрело такие масштабы, что в одну из таких точек могло обращаться не менее 10 человек ежедневно. Истории приобретения были очень схожи, а истории продажи доверчивым гражданам копий под видом оригиналов — очень правдивыми (работаю строителем, откопал на стройке, умер дедушка-нумизмат, а я алкоголик, мне бы на бутылку, разобрал старый дом, а там…).
Такого на нумизматическом рынке не было никогда. Было мошенничество высокого уровня, рассчитанное на коллекционера, на специалиста. Этим занимались не цыгане и шарлатаны, а ювелиры — изменить одну циферку, дабы подделать старинную монету одного года под другой, более дорогой. Добавить деталь, чтобы имитировать новую разновидность чекана или редкий брак — мошенники-ювелиры высшей категории были, есть и будут. Но сегодняшняя ситуация должна стать предупреждением для всех, поскольку оказаться перед соблазном может каждый.
Как отличить подделку серебряной монеты 1722 или другого царского года
Установить достоверную подлинность монеты сможет только специалист. В связи с описанной ситуацией лучший выход — просто пройти мимо. Однако нужно уметь хотя бы поверхностно, кустарно отличать грубые подделки, ибо хорошо выполненные копии качественно платинированы и имеют порой очень презентабельно-старинный вид и полную визуализацию раритета. У настоящего новодела этой монеты на гурте нанесены насечки.
Самые плохие из подделок притягиваются магнитом, т.к. под посеребренной плакировкой может оказаться сталь. Более качественные фальшивки могут быть и немагнитными. Можно легко стукнуть по монете — серебро имеет особый хрустальный звук, чистый и звонкий, долгоиграющий, с эхом. Нередко можно заметить потертости, в месте которых проступает более желтый металл. Стоимость таких копий на рынке — 50, 70, максимум 100 рублей.
Вероятность купить или отыскать оригинал монеты 1722 г. сегодня крайне низка. Если такой образец попал в руки, самое лучшее, что можно сделать — отправить ее качественные фотографии специалистам. Они сделают предварительную оценку подлинности и сориентируют по приблизительной цене. Если она окажется подлинным новоделом монеты, который, по сути, никогда не существовало, то стоимость ее будет исчисляться сотнями рублей. А продажа на аукционе может значительно повысить стартовую цену.