Среди семёрки номиналов 1937 года ценой могут удивить разве что пятак и гривенник, да и то хорошего сохрана. Двухкопеечная монета на их фоне теряется. Ценовые рекорды не для неё. Впрочем, опытные коллекционеры знают, что из общего правила всегда найдётся какое-нибудь исключение. Найдётся оно и для двушки.
2 копейки 1937 года, аверс ‘Шт. 1.1’ (‘Шт. 1’)
Но сначала разберём рядовые среднестатистические монеты. Чеканка тиражных двушек весом в два грамма осуществляется на заготовках из золотистой алюминиевой бронзы. Диаметр составляет восемнадцать миллиметров, а толщина приблизительно равна 1,1 миллиметра. Двухкопеечные монеты той поры чеканились исключительно на Ленинградском монетном дворе. Для большей степени защиты на гурт нанесена последовательность рифлений.
Начиная с 1937 года, герб на аверсе претерпел существенные изменения. Теперь колосья обвивают одиннадцать витков ленты. Аверс имеет всего один вариант рисунка. В каталоге Андрея Федорина он обозначен, как ‘Шт. 1’. Почему же в нашей статье два варианта аверса? Потому что зоркий взгляд исследователей различает две группы монет. На одной из них гребёнка остей справа от звезды идёт ровной линией (разве что с небольшой вогнутостью).
2 копейки 1937 года, аверс ‘Шт. 1.2’ (‘Шт. 1*’)
А вот на второй группе монет по правой гребёнке словно ударила увесистая градина, выбив половину ости. Получился заметный уступ. Несмотря на разность в изображении, многие нумизматы считают оба варианта одним штемпелем, который получил подгравировку. Их противники основываются на факте, что этот уступ появился в первый же год чеканки и устойчиво встречается практически с любой комбинацией реверса на монетах последующих лет вплоть до 1945 года включительно.
На иллюстрации мы видим и ‘Шт.1.1’ (без уступа на внешней гребенке остей колосьев справа от звезды) и ‘Шт. 1.2’ (с уступом на внешней гребенке остей колосьев справа от звезды). Данное различие практически не оказывает влияние ни на степень редкости той или иной монеты, ни на её стоимостную составляющую. ‘А что же узелки на оборотной стороне?’ — спросит кто-нибудь любопытный. Тут мы вынуждены будем его огорчить: у двушек 1937 года реверс единообразен. Поэтому цена 2 копеек 1937 года напрямую зависит от их сохранности (убедитесь, проверив наш архив аукционных проходов).
2 копейки 1937 года, специальный чекан
А вот и обещанное исключение. На изображении аверса мы видим правую гребёнку без дефекта. Перед нами ‘Шт.1.1’. Реверс тоже сюрпризов нам не преподнёс. Хотя они и могли на данном экземпляре случиться. Это представитель второго выпуска монет специального чекана, осуществлённого Ленинградским монетным двором во второй половине пятидесятых. Тираж крайне ограничен: всего несколько десятков экземпляров для каждой монеты. При выпуске не уделяли внимания соответствию рисунков штемпелей тиражным монетам. Главным был факт соответствия оформлению монет данного периода. Поэтому на свет появились удивительные монеты с ранее невиданным сочетанием штемпелей. Если же для оборотной стороны не находилось сохранившегося штемпеля приличного качества, то его могли вырезать заново. И, конечно же, он также имел отличия от тиражных монет. Но, как мы успели увидеть, для двушек 1937 года отклонений от тиражного образца на новоделах не зафиксировано.
Зачем же понадобилось дочеканка, тем более, таким ограниченным тиражом? Здесь слухи идут двумя дорожками. Одни коллекционеры, основываясь на неофициальном названии этого выпуска ‘Хрущёвские новоделы’, утверждают, что монеты отчеканили по личному распоряжению Генерального секретаря КПСС, который решил таким подарком порадовать звезду первой величины западного политического небосклона. Точной фамилии одарённого, правда, до сих пор не установлено. Другие основываются на документах, в которых высказывались просьбы устранить обидные пробелы в нумизматических собраниях государственного уровня. Истина, наверное, где-то посередине. Сколько стоит 2 копейки 1937 года, если она новодельного чекана? Очень дорого. К примеру, в марте 2016 года новодельные 2 копейки 1937 года из коллекции Андрея Федорина при старте в шестьдесят тысяч закончили торги на сумме в 95 000.
Наслышавшись историй о ценности того или иного монетного брака, начинающие коллекционеры часто просят признать за брак обычные механические повреждения. Изображённые выше 2 копейки 1937 года как раз из такой группы. Перед нами, конечно же, не представитель непрочекана. Монетку уронили так, что её реверс лёг на плотное основание, а вот по аверсу шло постоянное движение в одном направлении. Вполне приемлема гипотеза, что эта монета найдена на берегу неспокойной реки. И тогда можно красиво сказать, что её аверс отшлифовали пески времени.