При Петре I изготовление медалей получило статус приоритетных задач: эти награды стали не просто материальным воплощением заслуг людей, действующих на благо государства, но и демонстрацией мощи Империи. Их вручение — возможность ярко и торжественно подвести черту событиям, сыгравшим важную роль в истории государства. Часто — военной.
Сам Пётр I ещё с юных лет увлекался историей и возможностями флотилии. Однажды в 1788 году он увидел судно, известное сегодня как дедушка русского флота — английский ботик, приобретённый родственником деда Петра. На нём будущий государь начал осваивать управление кораблём. В записке О начале судостроения в России Пётр I описывал это знакомство. И, что характерно, в первую очередь задал вопрос: Какое преимущество имеет [английский бот] пред нашими судами? Так был взят курс на совершенствование флота Российской империи.
Пётр I приглашал иностранных мастеров-корабельников и обучал собственных подданных морскому искусству. Первые военные действия показывали, насколько бедственно было положение флота, но это только подстёгивало государя: со временем его развитие привело к победам империи и защите наиважнейших территорий — например, Санкт-Петербурга во время Северной войны.
Морские победы, захват фрегатов противника, выдающиеся действия российских стратегов требовали наград. И Петр I не скупился на них. На реверсах медалей часто чеканились корабли. Именно о них и пойдёт речь в сегодняшней статье. Вот несколько медалей, которые стоит упомянуть:
Медаль в честь адмирала Федора Апраксина, 1708 год
На аверсе расположен нагрудный портрет адмирала Апраксина, а также надпись Царского Величества адмирал Ф.М. Апраксин. На реверсе отчеканены четыре военных корабля и сражение на берегу (решающая битва против шведов, когда ослабленный русский флот смог хитростью вырвать победу), а также надпись: Храня сие не спит, лучше смерть, а не неверность. Вероятно, эта медаль была выбита в единственном экземпляре, а все последующие являются новоделами.
Фёдор Апраксин — генерал-адмирал и один из создателей российского флота, командир флота в Северной войне и Персидском походе. Он был приближен к трону ещё при отце Петра I, Алексее Михайловиче, и находился в тесном знакомстве с будущим правителем. Именно Апраксин снаряжал первое торговое судно с товарами за границу. Полковником он стал в 1696 году, после взятия Азова во втором походе. В Воронеже руководил судостроением и организовывал работу флота.
Событием, после которого Пётр I приказал отчеканить медаль с его именем, стала оборона Санкт-Петербурга при нападении шведского генерала Г. Либекера. В это время шведы совершили одно из самых решительных и опасных нападений. Пётр I имел иную сверхважную задачу, на которую бросили все силы страны, — оборону от Карла XII.
Таким образом, Санкт-Петербург оказался в большой опасности. Шведы после предыдущего поражения собрали силы и готовились атаковать. Русский флот располагал куда меньшей мощностью. Однако в одной из схваток шведские войска обнаружили письмо о скором прибытии новых сил русской армии. Оно оказалось военной хитростью Ф. Апраксина или К. Крюйса, которые предполагали, что после такого известия противники начнут отступать. И не ошиблись. Шведы покинули территорию. После ухода основных сил армия Апраксина захватила вражеский лагерь.
С этой историей связано ещё одно событие, по завершении которого Пётр I приказал выбить медаль. Несколькими годами ранее, в 1704 году, на территории Санкт-Петербурга был построен Кроншлот.
Медаль на строительство Кроншлота, 1704 год
На аверсе медали отчеканена крепость Кроншлот и латинская надпись, которая переводится как Паллада о крепости, которую основала, сама заботится. Вергилий. На реверсе изображены античные мотивы: богиня справедливой войны смотрит в сторону моря, по которому в лучах солнца плывут парусники. Также имеется надпись Кроншлот среди зимы российским императором построенный. 1704.
Крепость основана возле балтийского острова Котлин в Финском заливе, к западу от Санкт-Петербурга. Пётр оценивал место идеальным: со стороны моря к нему можно пройти только по узкому заливу. Артиллерийский форт насчитывал 14 орудий, на его берегу находилась батарея. Кроншлот (Коронный Замок) защищал Санкт-Петербург от нападений с моря. Нападения шведов в 1704-1705 гг. были безрезультатны.
Морская победа при Гангуте, 27 июля 1714 года
После победы при Гангуте Российская империя захватила десять шведских кораблей. Пётр I назначил изготовить медали, посвящённые событию, а также цепи к ним. Медали имели разный вес в зависимости от того, кому предназначались. Ушка для цепей не предполагалось, поэтому его заплавляли отдельно, иногда частично закрывая отчеканенный рисунок. На аверсе медали изображён портрет государя, на реверсе — сражение русских галер и шведских кораблей. Медаль вручалась солдатам и матросам, участвовавшим в сражении при Гангуте — полуострове в Балтийском море. Победа ознаменовалась масштабными праздничными мероприятиями, в том числе шведские корабли торжественно приведены на Неву. Медали раздавали из личной канцелярии Петра I.
Количество и вес медалей изначально были следующими:
- 3 штуки — 100 червонцев (1 червонец равнялся примерно 3,5 г.)
- 4 штуки — 70 червонцев.
- 8 штук — 45 червонцев.
- 21 штука — 30 червонцев.
- 50 штук — 11 червонцев.
- 70 штук — 7 червонцев.
Однако выдавать медали стали максимально 45-граммовые, при этом часть наград было велено переплавить. Таким образом, в более позднем варианте вес медалей распределялся так:
- Для бригадиров и капитанов-командоров медали имели вес 45 червонцев, вес цепи — 75.
- Полковники получали золотые медали весом 30 червонцев и цепь 60 червонцев.
- Подполковники, майоры, капитаны гвардии — 15 (медаль) и 30 (цепь) соответственно.
- Капитан-поручики, поручики, прапорщики, адъютанты, адмиралы и другие — 11 (медаль) и 22 (цепь) червонца.
- Галерные команды, гвардейские унтер-офицеры, поручики и подпоручики галерного батальона — медали в 7 червонцев без цепи.
Медали чеканились несколькими штемпелями, из-за чего они имеют разновидности.
Медали за взятие шведских фрегатов
Есть три медали, посвящённые захвату вражеских кораблей. На их аверсах — погрудный портрет Петра I, а реверсы изображают сцены битв, в ходе которых были повержены шведские морские войска.
Например, на серебряной медали 1703 года изображены два шведских судна (адмиральский бот Гедан, вооруженный 10 пушками, и шнява Астрильд), которые благодаря умелому маневрированию взяла русская армия. Вокруг них множество лодок. Наступлением руководили сам Пётр I и А.Д. Меньшиков, понеже иных на море знающих не было. Медали раздавали офицерам гвардейских полков. Встретить их сейчас затруднительно, однако имеются новоделы, отчеканенные в конце XVIII — начале XIX века.
На медали 1719 года изображено Эзельское сражение. Отчеканены три судна: линейный корабль Вахмейстер, фрегат Карлскронваген и бригантина Бернгардус, взятые в артиллерийском бою в открытом море, впервые проведённом без применения абордажа. По итогам этой победы Пётр I издал именной приказ об изготовлении медалей: &hellip,отпишите в Москву дабы в монетном дворе сделали немедленно монет золотых для раздачи морским офицерам, которые взяли три Шведских воинских корабля майя в 24 день сего 1719 года, а именно числом 67 разных сортов и велите у всех сделать на одной стороне баталию морскую, а на другой стороне обыкновенно Нашу Персону.
Медаль за взятие четырёх шведских фрегатов при Гренгаме 1720 года показывает сцену, в которой четыре шведских фрегата взяты на абордаж (Стурфеникс, Венкор, Сискен и Данск Эри), остальные отступают.
Это была последняя битва Северной войны, по итогам которой завершилось главенство Швеции на Балтийском море, и контроль за ним взяла Российская империя. Медаль изготавливалась в золотом и серебряном исполнении и имела разный вес в зависимости от того, какому чину предназначалась. Например, генералу-майору Дупрею предназначалась медаль весом 40 червонцев и цепь — 100 червонцев. Самые маленькие медали предназначались унтер-офицерам: серебряные, величиной с рублёвик, без цепи.
На смерть Петра I, 28 января 1725 года
Вдохновение при оформлении медали вновь черпали из античных источников. На аверсе изображён Пётр I, облачённый в доспехи Древнего Рима — как римский император. Реверс медали наполнен аллегорическими сюжетами. Женский образ с уроборосом (символ вечности) уносит в небо Петра, правой рукой указывая на галеру и военный корабль, плывущие по морю. На берегу находится другая коронованная особа — символ России. Памятная петровская медаль включает изображение моря и кораблей. Её вручали на похоронах Петра I: золотые — офицерам на андреевской ленте, серебряные — нижним чинам, унтер-офицерам и солдатам. Гражданское население получало памятные жетоны. Тираж золотых медалей насчитывал 1600 штук, а серебряных 10000 штук.
Медаль также называют В память кончины Петра Первого. После её выпуска культура награждения в Российской империи надолго была приостановлена.