Долгое время Россия испытывала большой дефицит серебра, что создавало трудности при изготовлении денег, для чего приходилось переплавлять иностранные монеты или закупать драгоценный металл. Ввести в оборот медные деньги удалось лишь Петру I. Перенимавший любой передовой опыт иных стран Пётр Великий отправляет Василия Татищева в Швецию для изучения денежного хождения на тех землях. В то время Швеция уже давно пользовалась при расчётах квадратными медными платами, которые заинтересовали Татищева, и он известил об удивительных деньгах государя.
Шведские деньги-платы
За век до визита Татищева в Швецию королём Густавом II вводится двойной денежный стандарт, предусматривающий одновременное хождение меди и серебра. Первые медные монеты не потрясали изяществом, так как их грубо вырезали из медных листов, а после проводили чеканку.
Для упрощения изготовления денег для оборота делают медные платы. Выше приведена плата номиналом в 1 далер. Два с половиной далера медью соответствовали одному далеру серебром. Если 1 медный далер по форме приближался к квадрату, то самый большой номинал (10 далеров) представлял вытянутую медную пластину размером 30х60 см, толщиной около сантиметра и весом почти 20 килограмм. Именно 10 далеров считают самой большой и тяжёлой монетой из меди. Такое средство расчётов транспортировали на санях и применяли при сделках с иностранными покупателями. Неудобство для повседневных расчётов привело к тому, что серебро победило, став главным расчётным средством, а медный стандарт в 1776 году отменил Густав III после денежной реформы.
К середине 18-го столетия линейка плат включала номиналы 1, 4, 8 и 10 далеров. Медная плата представляла собой плоский слиток, по углам которого ставились круглые клейма со знаком Королевского монетного двора. В центре чеканили пятое клеймо, где указывали номинал. Оборотная сторона оформления не имела. Именно такие платы взяли за образец для чеканки российских денег нового формата.
Платный монетный двор Екатеринбурга
Запуск медных плат (нем. Platte плита или пластина) в качестве средства расчётов задумали ещё при Петре I, но смерть государя помешала ему увидеть воплощение этого замысла, которое происходило уже во времена правления Екатерины I.
Как видно из приведённого выше текста Указа, ещё в июне 1725 года Сенат обязал наладить на Сибирских казённых заводах выпуск медных клеймёных слитков (платовъ) из расчёта 10 рублей на пуд меди (16,38 кг). Осуществление смелого проекта поручили Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Геннину, поступившему на русскую службу в 1697 году в качестве специалиста в области горного дела и металлургического производства. Некоторые исследователи утверждают, что именно Геннину принадлежит идея выпуска медных российских плат. Летом 1725 года Геннин с командой из семерых денежных мастеров отбывает из Москвы на Урал, добравшись к октябрю до Егошихинского медеплавильного завода (в наст. время г. Пермь). Кто-то утверждает, что пробная чеканка плат произведена именно там, но большинство нумизматов категорически отвергают эту гипотезу. Платный двор Екатеринбурга начал изготовление плат в январе 1726 года. Первым опробовали крупные номиналы полуполтину, полтину и рубль. По первоначальному проекту на щите у орла планировали чеканить вензель императрицы, но позже решили заменить его привычным всадником-копьеносцем. Центральный штемпель заключал в себе обозначение номинала, дату и место чеканки (Екатеринбурхъ). Оформление было простейшим, так как подделывать платы не имело смысла: каждая стоила ровно по весу находящейся в ней меди. Задумывалось также шнуровидное оформление гурта, чтобы пластины не обтачивали, однако от этой дополнительной операции решили отказаться.
Готовую продукцию, датированную 1725 годом, торжественно привозят в столицу. На экземпляре из экспозиции Государственного Эрмитажа кроме стандартного оформления мы видим надпись: ПЕРВАЯ ПЛАТА ИЗ МЕДИ ВЕРХОТУРСКИХ ЛЯЛИНСКИХ ЗАВОДОВ, КОТОРЫЕ СТРОЕНЫ ПРИ ВОЕВОДЕ ГОСПОДИНЕ БЕКЛЕМИШЕВЕ. Но появлению надписи на плате мы уже обязаны не чеканщику, а гравёру, который дополнил ей готовое изделие. В феврале запускается производство гривенных плат, которые через месяц отправляют в оборот. Производственные процессы совершенствуются. Геннин пристально следил за новшествами. Например, ввели суточную выдержку готовых плат в квасной гуще или клюкве, что (по утверждению Геннина) исключало дополнительное окрашивание и предохраняло платы от зелёного налёта окислов.
1 копейка (квадратная плата)
В апреле Вилим Иванович настаивает на непременном выпуске мелких номиналов. На копеечную пластину четыре угловых штемпеля уже не помещались. Для копейки Берг-коллегия разработала иное оформление: в центре ставился гербовый штемпель со всадником на щите, а номинал и место чеканки располагались по верхнему и нижнему краю монеты. Размер сторон копейки от 23х23 до 26х26 мм. Весит она 16,38 грамма.
Все копейки имеют исключительно дату 1726. Интересен способ её расположения. Сравним Малого орла и Большого орла. В первом случае цифры даты разбиты попарно и находятся справа и слева от герба. Во втором варианте они расположены по углам платы. Известны экземпляры, на обороте которых имеется маркировка ПР ГА, но её мы рассмотрим на примере гривны.
5 копеек (квадратная плата)
Пробная партия копеек и пятаков чеканится летом. Её отправляют в Санкт-Петербург, Тобольск и некоторые другие населённые пункты. По всей видимости, процесс изготовления денег захватил Геннина. Выстроенное производство даёт возможность для широкого поля деятельности. Хочется пустить в дело и обрезки крупных плат. Геннин обосновывает планируемое применение пятаков и копеек в качестве некоего регионального выпуска, который уйдёт частично в Сибирь, а на европейской части вряд ли доберётся до мест дальше Перми. Обоснованием служит нехватка медной общероссийской монеты и неудобство крупных плат при поездках. Тем не менее, официального указания об отправке в обращения мелких номиналов так и не поступило. Поэтому, в отличие от тех же гривен, пятаки и копейки кладоискателям почти не попадаются.
Платы-пятаки известны только с датой 1726. Малого и Большого орлов различать мы уже научились. Теперь взглянем, чем отличаются платы без щита и со щитом. Видимо, хотелось упростить изготовление денег, поэтому в рекомендованный Берг-коллегией рисунок внесли изменения, хотя свет увидели оба варианта. Размер пятикопеечной платы 45х45 мм, а весила она 81,9 грамма.
Гривна (квадратная плата)
Этот номинал известен с тремя датами. Несмотря на обилие разновидностей, подлинные платы крайне редки. А интерес к ним постоянно растёт. Это доказывает аукционные торги (SINCONA AG), состоявшиеся в октябре 2016 года, на которых экземпляр, показанный выше, стартовал с 45 000 и финишировал на сумме 70 000 швейцарских франков. Для гривен 1726 года нумизматам известны Щит с вензелем, Щит с вензелем и трилистником в центре, Орлы без щитов с пятью перьями в хвосте, Орлы без щитов с тремя перьями в хвосте и Щит со всадником. Последний вариант также различается размером клейм.
Но интереснее всего изучать обратную сторону, на которой некоторые экземпляры имеют буквы, выстроенные парами в два ряда. У гривен с датой 1726 известен лишь вариант ПР + ГА. С датой 1727 встречаются варианты ПР + ИП и ПР + АБ. Кроме того, гривны 1727 года могут иметь орлов без щитов и безбуквенный оборот.
После изъятия медных плат из оборота некоторые экземпляры остались в хозяйстве в качестве орудий труда. Примером служит этот импровизированный медный топор. Видно, что одна из сторон медной платы сточена под острие. Стандартный образец гривны-платы имеет размер 65х65 мм при весе 163,8 грамма.
Полполтины (квадратная плата)
Номинал полполтины (25 копеек) в два с половиной раза больше гривны (10 копеек), следовательно, эта плата настолько же тяжелее. Она весит 409,5 грамма при размере сторон 95х95 мм. С датой 1725 известен единственный вариант, а вот датированные 1726 годом платы встречаются с орлами как без щитов, так и со щитами.
Вилим Иванович трепетно относился ко всем вопросам производства, особенно упирая на качество. Всех денежных мастеров строго предупредили, что малейшее отклонение от веса по 10-рублевой стопе станет нещадно караться. Геннин словно рисовал будущее, где деньги-платы обретут широчайшее распространение. В Сенат и Берг-коллегию кроме отчётов отправляются письма, где подробно указываются перспективы денежного обращения плат, которые исключают само наличие фальшивомонетчиков и не подвержены инфляции. Тем более, что дефицита меди не наблюдается, и объём выпуска плат можно нарастить в несколько раз. Можно сказать, что Геннин видел, как производимые им платы завоёвывают всю Европу, наполняя её финансовые потоки.
Полтина (квадратная плата)
Квадратная половинка рубля достаточно весомая плата в 819,03 грамма. Её габариты равны 139×139 мм. За подробное описание медных плат надо выразить благодарность труду Корпус русских монет, обозначенный авторством Великого Князя Георгия Михайловича. Тем не менее, над вошедшими туда сведениями работали такие известные эксперты, как А.А. Ильин и И.И. Толстой. Архивные изыскания вёл М.Г. Деммени. Систематизировал данные и произвёл компоновку таблиц Х.Х. Гиль. Именно из Корпуса взяты иллюстрации полтины и обоих вариантов полуполтины.
Несмотря на старания Вилима Ивановича, в столице к идее распространения плат относятся всё более холодно. Сам Татищев видит, что Швеция ввела медные платы вовсе не от хорошей жизни. И мнение Татищева оказывается важным для Меншикова, в чьих руках сосредоточена высшая власть России. Тучи над проектом Геннина сгущаются всё сильнее.
Рубль (квадратная плата)
Вершиной квадратного ряда меди становится рублёвая плата. Это настоящий великан весом 1638,05 грамма, что делает его самой тяжёлой монетой рублёвого достоинства за всю историю отечественной монетной чеканки. Масса находится в полном соответствии с монетной стопой, т.е. ровно десятая часть пуда меди, стоимость которой на момент чеканки равнялась 10 рублям. Габариты тоже впечатляют — 188х188 мм (каждая сторона почти 20 см!). Рублёвые платы различаются лишь датами (1725 или 1726).
30-го (по другим сведениям 31-го) декабря 1726 года Екатерина I самолично приказывает прекратить выпуск медных плат (а платов более делать по указу обождите и прежние, кои были розданы в народ, сколько можешь выменять назад за деньги…). В те времена не было средств мгновенной связи, поэтому весть дошла до Екатеринбурга лишь к середине января, когда в производство уже запустили платы гривневого достоинства с датой 1727. Считается, что последние платы были отчеканены 21 января. Несмотря на все старания Геннина, страстно желающего реабилитировать проект, команда на возобновление выпуска плат так и не поступила. У населения платы обменивали на серебро, поэтому народ охотно тащил медь на обмен, ведь подати собирали серебряными деньгами. В сумме собранной меди к августу насчитывалось на 13 000 рублей или на 1 300 пудов. По сведениям за 12 месяцев обмена общий итог составил 43 098 рублей 35 копеек. Полученную от населения медь сначала использовали для производства посуды, а часть запаса обернулась круглыми заготовками денег (полкопейки) и полушек (четверть копейки) для дворов Москвы. Впрочем, после запуска монетного производства в Екатеринбурге медные кружки, которые не успели отправить, пригодились на месте. Так закончилась первая и единственная попытка внедрить в оборот не монеты, а платы.
Квадратные монеты современной России
Сейчас квадратными и прямоугольными монетами нумизматов не удивить. Островные государства и даже солидные державы чеканят коллекционные монеты необычной формы из драгоценных металлов. Выпускаются целые серии красочных монет, посвящённых знакам Зодиака или известным личностям. Банк России долгое время придерживался консервативной политики, избегая монет отличной от круглой формы. Первым стал инвестиционный выпуск к сочинской Олимпиаде. На продолговатых монетах из золота и серебра, чем-то напоминающих слитки, расположились олимпийские талисманы: Леопард, Зайка и Белый Мишка. Ориентация монет вертикальная.
Прямоугольную форму (но уже горизонтальной ориентации) Банк России придал и памятной трёхрублёвой монете Выпуск первых платежных карт Национальной платежной системы Российской Федерации (карта ‘Мир’). Коллекционная трёхрублёвка имеет вид банковской пластиковой карты, хотя сделана из серебра 925-й пробы. И пусть она ничуть не похожа на грубые медные платы Екатерины I, отнести её к круглым монетам никак не получится.