Строчки ‘Интернационала’, обещающие ‘Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим&hellip,’, для монетного дела так и не стали реальностью. Запущенная в 1921 году чеканка серебряных монет явила полное соответствие параметров номиналам царского режима. То же произошло и с началом процесса изготовления медных монет Советского Союза.
1 копейка 1924-1925 годов
Для копейки 1924 года можно назвать три основных варианта аверса(обозначение штемпелей взято по каталогу Андрея Федорина). Аверс ‘Шт.1.1’ характеризуется острием серпа, точно указывающим Северный полюс на координатной сетке земного шара. Для варианта ‘Шт. 1.2’ (в Интернете Вы можете встретить его обозначение, как ‘2.1’) острие серпа указывает ниже полюса, да и гравировка координатной сетки в этом месте выполнена нечётко, поэтому возле острого конца молота мы не найдём меридиан. В рисунке аверса ‘Шт. 1.3’ (в Интернете Вы можете встретить его обозначение, как ‘2.2’) снова смотрим на острие. Оно также расположено ниже полюса, но полюс гравирован чёткими линиями. Отличительная особенность заключается в меридиане, подходящем к острому концу молота. Дополнительный признак — диск солнца с венчиком. Но коллекционеры со стажем заявляют, что для этого варианта им известны непрочеканенные венчик и дужка над буквой ‘И’.
Чаще всего различают копейки этого периода по наличию рифлёного гурта или отсутствию рифлений. На копейке с гладким гуртом острие серпа точно касается полюса. И всё же наиболее редка ‘перепутка’, где на аверсе не копеечный вариант, а пришедший от 20 копеек 1924 года. Уже прошёл почти век, и теперь достоверно не выяснить, по каким причинам были перепутаны штемпели (ведь и у двугривенных есть экземпляры с аверсом копейки). ‘Неправильный’ для копейки аверс легко отличить по форме букв ‘С.С.С.Р.’ Они должны иметь вытянутую форму, тогда как у ‘нормальной’ копейки на аверсе буквы округлой формы.
Копейку с датой ‘1925’ отчеканили гораздо меньшим тиражом. Какой-то особенной редкостью она не является, но за экземпляры приличной сохранности вам придётся выложить уже несколько тысяч рублей. И даже дороже, если острие серпа окажется не в полюсе, а ниже.
2 копейки 1924-1925 годов
‘Каждой твари по паре’ — ещё недавно это утверждение было справедливо относительно двухкопеечной монеты 1924 года и для аверса, и для реверса, и для гурта. По второму изданию каталога Андрея Федорина всё так и осталось для истории. Но нет ничего неизменного. Если раньше штемпеля аверса незатёртых монет отличали по просечке между серпом и молотом (Шт. 1.2) или её отсутствию (Шт. 1.1), то теперь отыскали монеты с аверсом ‘Шт. 1.1’, где у солнца наличествует дополнительный шестнадцатый луч, причём, даже в нескольких вариантах. Федорин во втором издании приводит два рисунка реверса, различаемых по количеству узелков. На одном варианте этих узелков насчитывается четыре, а на другом их всего два (на нижней части стеблей узелки отсутствуют). Но дотошные коллекционеры и тут нашли отличия для варианта с двумя узелками. Ости колосьев могут быть длинными и растопыренными, а могут оказаться короткими и прижатыми.
Если рассматривать ценовую политику, то важен не только штемпель, но и комбинация реверса и аверса. Наименее встречаемой является монета, где место встречи серпа и молота разделено просечкой, а узелков на колосьях два.
И только для гурта не найдено третьего варианта. Он либо гладкий, либо рифлёный. Коллекционеры, шутя, отмечают и третий вариант — ‘спиленный’. Но такие монеты не пригодны для мало-мальски серьёзной коллекции. Спиливают гурт, потому что двухкопеечные монеты с гладким гуртом встречаются намного реже. Но при спиливании монета сразу теряет в весе. Отметим, что для гладкогуртных монет комбинация, где место встречи серпа и молота разделено просечкой, а узелков на колосьях два, представляет невероятную редкость.
Легендой отечественной нумизматики, жемчужиной любой коллекции долгое время являлись 2 копейки 1925 года. В советское время было известно всего несколько экземпляров этой знаменитой монеты. Сейчас же с развитием металлоискателей и прочей поисковой техники то и дело появляются всё новые и новые экземпляры. Утратив флёр исключительности, монета и по сей день остаётся востребованной, а цены на неё достаточно высоки, хотя в последнее время придирчивые собиратели отечественной погодовки начинают воротить нос от категорий сохранности ‘G’ и даже ‘F’, требуя коллекционный вид.
3 копейки 1924 года
Эту монету чеканили и в 1924, и в 1925 годах. Но по каким-то причинам штемпель для 1925 года делать не стали (монеты трёхкопеечного номинала с датой ‘1925’ на данный момент неизвестны). В источниках порой указывают тираж в 101282000 монет. Несмотря на цифру, вызывающую уважение, монет в хорошем сохране до наших времён дошло не так уж и много.
Подавляющее большинство медных трёх копеек имеет гладкий гурт, поэтому экземпляры, где на гурте наблюдаются рифления, продаются за большие деньги. К сожалению, для достижения прибыли умельцы часто портят отличные экземпляры, накатывая на них гурт. Однако экспертам практически всегда удаётся разоблачить ‘новодельный’ гурт. Но самой редкой монетой этого номинала будет трёхкопеечная монета, исполненная на заготовке от двух копеек.
5 копеек 1924 года
Своих мощностей не хватало, поэтому для чеканки советское правительство вынуждено было привлечь иностранных специалистов, задействовав монетный двор Бирмингема. Общими усилиями в оборот было запущено внушительное количество монет. Ленинградский Монетный Двор в 1924 году отчеканил 14580008 монет, а в 1925 году продолжил чеканку с той же датой и выпустил 7754013 монет. На Бирмингенском монетном дворе изготовили 23500200 пятаков (их чекан производился лишь в 1924 году). В связи с этим известно большое количество разновидов (католог Федорина 2013 года — семь, каталог Тилижинского — пять позиций, каталог Капустина 2012 года — шесть позиций). Федорин также описывает улучшенный чекан, который в обращение не уходил, а сразу распространялся среди коллекционеров.
Наибольший интерес для коллекционеров представляет ‘Шт 1.2’ (поверхность земного шара выпуклая, гравировка глубокими линиями, из-под ручки серпа выходит меридиан). Но редкость не всегда превалирует, порой коллекционерам требуется идеальный сохран. Так более частая разновидность ‘Шт. 2.2’ (поверхность земного шара плоская, координатная сетка четкая), стартовав с восемнадцати тысяч, в итоге набрала триста.
Много разговоров ведётся о пятаках с рифлёным гуртом. Но эксперты сходятся во мнении, что сомнений не вызывают лишь монеты, поступившие в декабре 1924 года в коллекцию Государственного Эрмитажа напрямую с монетного двора. Стоит заметить, что попытки нарезать гурт на обычные медные пятаки не прекращаются и поныне.
Полкопейки 1925 года
Говоря о медных монетах периода 1924-1925 годов, нельзя не коснуться и монеты, заметно отличающейся от прочих номиналов. Это полкопейки 1925 года, где герб заменён простенькой надписью ‘СССР’. Место для лозунга ‘Пролетарии всех стран, соединяйтесь’ на монетном поле всё же осталось. Чеканка этого номинала уходит за границы рассматриваемого нами периода. На таких монетах можно обнаружить дату ‘1927’ и даже ‘1928’, что сделало их единственными монетными знаками, продолжавшими чеканиться на медных заготовках, тогда как для других номиналов ниже десяти копеек произошёл повсеместный переход на алюминиевую бронзу.