Если старшие номиналы к 1938 году успели не только поменять металл заготовки с низкопробного серебра на мельхиор, но и дважды сменить оформление, то младшие предстают островком стабильности. Дизайн аверса, опробованный ещё в меди, не меняется с переходом на алюминиевую бронзу (исключая уменьшившийся размер изображения) и остаётся таким до 1957 года. Вес монеты соответствует номиналу — два грамма. Диаметр монеты составляет восемнадцать миллиметров, а толщина примерно равняется одному миллиметру с одной десятой. На аверсе уже второй год одиннадцать лент в гербе.
2 копейки 1938 года
Все двухкопеечные монеты того периода чеканились на Ленинградском монетном дворе. Известно два варианта аверса для двушки данного года. Штемпель ‘Шт.1.1’ представляет нам герб без уступа на внешней гребенке остей колосьев, расположенных справа от звезды. У ‘Шт.1.2’ на этом месте тут будет наблюдаться явный уступ, так как одна из остей имеет укороченную длину. И вот тут начинаются неясности и неизвестности. К примеру, во втором издании каталога Андрея Федорина мы увидим, что он считает данное отличие подгравировкой штемпеля, встречающейся с 1937 по 1945 годы. Поэтому Федорин не разбивает ‘Шт. 1’ на подварианты. Исключительно по этой причине во многих каталогах-ценниках вы увидите цены, проставленные напротив обозначения штемпеля реверса, а не комбинации штемпелей.
Но если разглядывать монеты под увеличением, то мимо уступа пройти как-то не получается. Поэтому авторы остальных каталогов всё же разбили этот вариант на две составляющих. Обе встречаются достаточно часто, поэтому на редкость конкретного экземпляра влияния не оказывают. В дело вступают аверсы. Тут мы снова пойдём по кратчайшему пути и используем знаменитый ‘Определить узелков’ от Александра Ивановича Широкова (сетевой общественности он больше известен под ником shiraliv). Сначала отсекаем варианты ‘А’ и ‘Е’. Если у нас реверс от них отличается, то рассматриваем указанные Александром Ивановичем узелки и выносим окончательный вердикт.
Заглядывая в каталоги-ценники, мы выясним, что вариантов, за которыми гоняются коллекционеры, всего два. Это ‘Шт. В’ (от 30 условных единиц по Федорину или от 2000 рублей по Капустину) и ‘Шт. Ж’.
2 копейки 1938 года, реверс ‘Шт. Ж’
‘А можно ли увидеть хоть одну монетку именно этой разновидности?’ — обязательно спросит кто-то из любопытствующих. Несмотря на редкость, найти изображения в сети можно. И мы здесь приведём пример такого экземпляра. Любуйтесь, перед вами реверс ‘Шт. Ж’. Как мы уже выяснили по ‘Определителю узелков’, она схожа с рядовой ‘Шт. Г’, но её верхний узел значительно смещён вправо.
Финансовая составляющая этой монеты весьма впечатляюща. Федорин, в каталоге которого она обозначена сборным индексом ’50а’, уже определяет её цену в 800 условных единиц, а Капустин ставит вилку от 25 000 до 30 000 рублей. Но, как заметил тот же Александр Иванович Широков: ‘Про эту монету пока можно смело говорить — цена договорная’. Нумизматы спорят, сколько же известно на данный момент экземпляров данной разновидности, но оценки расходятся. Порой вокруг этой монеты разворачиваются настоящие детективно-загадочные истории. Одну из них мы здесь приведём.
Эта монета появилась на одном из нумизматических форумов в январе 2015 года. Пока все радовались наличию ещё одного экземпляра известной редкости, внезапно было высказано предположение, что это фальшивка. Вернее, подлинная монета с ручной доработкой и сокрытием следов вмешательства восстанавливающим слоем ‘Трилона’. Разгорелись нешуточные страсти. Для вынесения окончательного вердикта пригласили Ярослава Адрианова, у которого был снимок заведомо подлинной двушки с реверсом ‘Шт. Ж’. Сравнительный анализ корифея нумизматики приводим ниже.
По рисунку видно, что хотя верхний узел и смещён вправо, но не так капитально, как на образце для сравнения. ‘Для вынесения вердикта данных недостаточно’, — сообщил эксперт. К сожалению, после этого продавец исчез с форума, и так и осталось невыясненным: была ли это ручная работа или просто интересный подлинный экземпляр кто-то купил через личные сообщения, а продавец посчитал дальнейшую дискуссию ненужной.
2 копейки 1938 года, специальный чекан
А это ‘перевыпуск’, ‘дополнительный тираж’ или так называемые ‘хрущёвские новоделы’. В середине пятидесятых или даже в их конце Ленинградский монетный двор произвёл выпуск отечественных монет прошлых лет улучшенного чекана. Слухи рассказывают, что один из комплектов должен был порадовать важного политического гостя из западного мира, прибывшего в Советский Союз с дружественным визитом. Впрочем, возможны иные варианты, так как в качестве адресата подарка называются фамилии персон, в СССР никогда не бывавших. Важно то, что из нескольких десятков комплектов какие-то достались и на долю отечественных коллекционеров. В ‘доинтернетовскую’ эпоху немногие могли похвастать, что видели эти монеты. Сейчас же изображения монет свободно гуляют по сайтам, а сами монеты при наличии достаточных средств можно приобрести на аукционах. Разобравшийся в ‘Определителе узелков’ быстро идентифицирует её реверс, как ‘Шт. А’, а по отсутствию уступа признает аверс ‘Шт.1.1’.