Эра автомобилестроения началась 3 июля 1886 года, когда Карл Бенц предъявил публике двухместный экипаж на трёх колёсах, в воскресный день разъезжая по городу Мангейму и распугивая прохожих близ крепостных сооружений. Машину приняли бы за велосипед, если бы не четырёхтактный двигатель на бензине. Внимание зрителей привлекал цилиндр, размещённый над осью задних колёс гигантского размера. Самоходная повозка обладала мощной рамой из металлических трубок. Максимальная скорость первого автомобиля не превышала 16 км/ч. Его можно увидеть в экспозиции мюнхенского музея, где собраны достижения Германии.
Модернизировав устройство, Бенц уже в 1890 году начинает промышленное производство автомобильной техники. Казавшийся диковинкой безлошадный экипаж быстро завоёвывает своё место на улицах европейских городов. В 1893 году Карл Бенц получает патент на четырёхколёсный автомобиль Виктория. А 14 августа того же года Франция уже публикует первые правила движения для автомобилей. В связи с ростом количества машин на 1909 год приходится разработка единых европейских правил дорожного движения. В 20-е годы в США появился прообраз ОСАГО. Менее, чем за век автомобили стали привычной и неотъемлемой частью нашей жизни. Их история запечатлена на значках и почтовых марках. И, конечно же, на монетах.
Монеты с изображением автомобилей
Столетний юбилей пришествия автомобиля Куба отметила эмиссией монеты в 1 песо. На реверсе мы видим представителя компании Мерседес ранних лет выпуска — уже не открытый экипаж, но машину привычного нам вида. Несмотря на простенький дизайн, юбилейный медно-никелевый песо пользуется спросом у любителей автонумизматики из-за небольшого тиража в 3000 экземпляров.
Через четверть века Германия подошла к юбилейной дате иным образом. 10 евро 2011 года не имеет на реверсе изображения автотранспорта. Вниманию коллекционеров представлено лишь рулевое колесо в трёх стадиях движения, да извилистая дорога среди редколесного ландшафта. На примере этой монеты можно увидеть разделение коллекционеров на две группы. Первой предназначена серебряная монета (625-я проба, вес 16 грамм), отчеканенная в качестве Proof тиражом 223 000 штук. Вторая группа по замыслу Немецкого федерального банка многочисленнее. Ей отводятся 1 800 000 экземпляров такой же монеты, но уже из медно-никеля. Тираж изготовлен монетным двором Штутгарта.
Ниуэ не первый раз обращается к советскому автопрому. Двумя годами ранее выпущен десятитысячный тираж набора, посвящённого машинам Горьковского автозавода. Коробка этого набора имеет изящную форму заводской эмблемы. По красному фону там шествует серебряный олень. Внутри кроме уже знакомых нам Победы и Волги мы обнаружим ГАЗ М-1 и легендарную Чайку (ГАЗ М-13).
Монеты ‘Транспорт’
Темы Авиация, Корабли и Железная дорога давно выделились в отдельные направления, поэтому здесь мы их не рассматриваем.
На удивление популярной в коллекционной среде остаётся тема пожарного транспорта. Нашими соседями в 2016 году выпущены 5 гривен, на которых кроме пожарной атрибутики изображён выезд бригады на красном специализированном автомобиле. Монета отмечает столетие появления пожарных машин, переделанных из городских автобусов, на улицах Киева. Отметим, что в России вековой юбилей пожарной автотехники можно было отметить в 2004 году.
Можно ли обнаружить транспорт не на коллекционных, а на обычных оборотных монетах? Ответ положительный. И чаще всего мы увидим на металлических расчётных знаках не автомобиль, а трактор. Страны социалистического блока часто использовали его в оформлении бумажных денежных знаков, как атрибут труда, но из монет можно выделить Румынию. Трактор появляется на динаре 1972 года Народной демократической республики Алжир и на десяти сентаво 2006 года республики Мозамбик. Бангладеш, Бразилия, Тунис, Турция и даже Сан-Марино все эти страны имеют монеты с изображением трактора. В отечественной нумизматике он присутствует на редчайшей монете пробном полтиннике 1929 года.
2 рубля 2000 года ‘Ленинград’
В заключении вспомним памятно-оборотную монету серии Города-герои. Двухрублёвка, посвящённая мужеству блокадного Ленинграда, тоже имеет изображение автомобиля. Только это не легковая, а грузовая машина. На реверсе мы видим колонну грузовиков, пробивающихся в город по Невскому льду. Это ГАЗ-АА (вернее, его упрощённая военная модификация ГАЗ-ММ-В), в шофёрской среде получивший прозвище полуторка из-за грузоподъемности в полторы тонны. С военными подвигами этой машины связано немало легенд. Водителям приходилось совершать чудеса героизма, чтобы забросить в Ленинград продовольствие и эвакуировать из него больных и раненых. Для облегчения массы грузовика часто снимались двери, и водителя обогревало лишь ведро с тлеющими углями. Перечисляя представителей советского автопрома первой половины 20-го столетия, Полуторку можно счесть самым массовым из них. Надёжные грузовики продержались в народном хозяйстве СССР аж до начала 70-х годов, пока их не сменили новые поколения автомобилей.