После деноминации, завершившей денежную реформу Сокольникова (1922-1924 гг.), пятаком в центральных районах страны можно было расплатиться за килограмм картофеля или ржаной муки (пшеничная обходилась вдвое дороже). А за литр молока или килограмм соли к пятаку приходилось добавлять копейку или две. Медные монеты СССР, решили делать по царским аналогам, как и серебряные. Но если производство монет из серебра начали восстанавливать ещё в конце 1921 года, что позволило к окончанию реформы накопить достаточные запасы, то медные переделы пребывали в разрухе. Временным решением выбрали эмиссию бумажных бон достоинством 1, 2, 3, 5 и 50 копеек. Однако они быстро изнашивались и в некоторых районах не воспринимались за настоящие деньги. Стране срочно требовалась мелкая разменная монета. Чтобы обеспечить большой объём чеканки, решили открыть ещё и временные монетные дворы. Для Российской империи (особенно в период перечекана) это было обычной практикой.
После начала Первой мировой войны Россия, испытывающая жесточайший дефицит мелкой монеты, решала проблему различными способами (печать денег-марок, заказ серебра в Японии и пр.). Одним из них стало привлечение Балтийского завода, имеющего внушительный опыт работы с металлами, к монетному производству. Правда, до выпуска настоящих монет Балтийский завод так и не добрался, но в память об этих работах остались монетовидные жетоны из меди и медно-никелевого сплава, датированные 1915, 1916 и 1917 годами. Все они примерно соответствовали диаметру пятикопеечной монеты.
5 копеек 1924 года (Марка рабочего)
Среди кандидатов на выпуск советской меди рассматривались заводы Одессы и Тулы. Однако административные сложности по взаимодействию с иногородними предприятиями заставили ЛМД искать партнёров поблизости. Чеканку решили поручить фабрике Красная заря, часть площадей которой пустовала.
Для отладки оборудования, завезенного ЛМД, Красной заре передали пробные штемпели, изготовленные гравёрами монетного двора. За основу взято оформление имперской меди (ветви лавра и дуба, соединённые бантом, шрифт цифры номинала и орнамент, сложенный из квадратов). Однако царского двуглавого орла заменили символами нового государства — серпом и молотом, а вместо указания денежной единицы выгравировали МАРКА РАБОЧЕГО. По сведениям И.С. Семёнова этот пробник отчеканен не раньше февраля и не позже мая 1924 года. Для чеканки взяли чистую медь весом 16,54 грамма и гладкое гуртовое кольцо. Пятак — единственный из номиналов в меди, который мог сразу появиться уменьшенным и облегчённым, что следовало из февральского интервью директора Красной Зари, которое опубликовала Вечерняя Красная газета. Однако верность 50-рублёвой стопе решили сохранить для всех номиналов.
5 копеек 1924 года (демонстрационные оттиски)
Тем не менее, сроки запуска массовой чеканки всё время сдвигались, тогда как проблема отсутствия в обороте мелких разменных номиналов лишь усугублялась. Стало ясно, что в Ленинграде весь требуемый объём отчеканить не получится. Поэтому часть заказа Народный комиссариат финансов решил передать на английские монетные дворы. Компания King’s Norton Metal Co. Ltd предложила использовать не чистую медь, а монетную бронзу, традиционную для европейской чеканки того периода. Кроме 95,5% меди в её состав входят 3% олова и 1,5% цинка. В достоинствах сплава лучшая износоустойчивость, чем у чистой меди, и меньшая стоимость, что выгодно сказалось бы при больших объёмах. Вдобавок англичане предложили уменьшить и толщину пятака, предоставив оттиски на стандартном кружке и более тонкой заготовке. Односторонние оттиски очень редки и ценятся высоко. Например, Auction House Rare Coins один из комплектов в апреле 2020 года оценил в 2400 долларов США.
5 копеек 1924 года (английский чекан)
Предложение английской стороны отклонили, поэтому зарубежная часть тиража чеканилась по тем же стандартам, что и в Ленинграде.
Для английского чекана известны три варианта штемпеля. Все они имеют главный характерный признак — выпуклый земной шар в Государственном гербе СССР. В каталоге Андрея Федорина они обозначены как Шт. 1.1, Шт. 1.2 и Шт. 1.3. На иллюстрации выше приведены их отличия. Шт. 1.1 (слева) отличают неглубокие тонкие линии координатной сетки. У остальных вариантов эти линии чёткие и глубокие, однако Шт. 1.2 (в центре) имеет меридиан, выходящий из-под ручки серпа, а у Шт. 1.3 (справа) такого меридиана нет. Если пятаки с аверсом Шт. 1.1 считаются рядовыми монетами, то Шт. 1.3 и, особенно, Шт. 1.2 встречаются намного реже. Из общего тиража (согласно документам) фирмой King’s Norton Metal Co. Ltd отчеканено 14 500 000, Королевским монетным двором 6 500 200 и Бирмингемским монетным двором 2 500 000 пятикопеечных монет.
5 копеек 1924 года (ленинградский чекан)
Так как штемпели для Красной зари резали специалисты ЛМД, отличить, где именно в Ленинграде чеканился тот или иной экземпляр невозможно. Известно лишь, что Красная заря за 1924-1925 гг. выпустила 25 676 000, а ЛМД за тот же период 22 334 021 пятаков. В документах также фигурируют 52 000 монет, отчеканенные ЛМД в 1926 году, когда предприятие дорабатывало оставшуюся медную ленту.
Ленинградское производство характерно уплощённым земным шаром в Государственном гербе СССР. Эти монеты коллекционеры именуют плоский чекан. Массовый тираж в каталоге Андрея Федорина обозначен двумя позициями — Шт. 2.1 и Шт. 2.2. Здесь внимание тоже надо обратить на координатную сетку земного шара. Шт. 2.1 (слева) имеет неглубокие линии, а у Шт. 2.2 (справа) они глубокие. Отличается и рисунок сетки. Хотя пятаки с аверсом Шт. 2.2 встречаются пореже, чем Шт. 2.1, разницы в стоимости у них практически нет.
Если не лезть в разновидности, то английский чекан отличить от ленинградского очень просто. У монет, изготовленных в Великобритании, ости колоса слева от звезды можно выровнять по вертикали, а у ленинградских пятаков по горизонтали.
5 копеек 1924 года, рубчатый гурт
Из общего тиража ленинградских монет есть экземпляры с аверсом Шт. 2.1, удостоившиеся отдельной каталожной позиции. Причина рифления на гурте. По изначальному замыслу их должны были наносить на гурт всех медных монет. Однако Красная заря наотрез отказалась делать монеты с гуртом из-за большого количества брака на выходе (в отличие от мелкого серебра рифления на медь тогда наносили не чеканкой в специальном кольце, а отдельной операцией с использованием гуртопечатных машин). Летом появляется половинчатое решение: заместитель наркомата М. Фрумкин обязал чеканить копейку и двушку с рифлёным гуртом, но распоряжений насчёт оставшейся пары номиналов не дал. На ЛМД полностью восстановили процесс гурчения, поэтому руководитель монетного двора Артур Гартман заявляет о готовности перейти на выпуск всех монет с рубчатым гуртом. Предложение Гартмана удивляет наркомфина Г.Я. Сокольникова, но возражений насчёт рифлений он не высказывает. Однако, в то время уже прорабатывался вопрос перехода с меди на другой металл, поэтому три и пять копеек не только остаются с гладким гуртом, но и чеканятся до конца выпуска лишь с датой 1924. Заведомо подлинными экземплярами с рубчатым гуртом считают лишь те монеты, которые ЛМД отправил в коллекцию Государственного Эрмитажа.
5 копеек 1924 года, полированный чекан
Если внимательно изучать документы, можно увидеть, что небольшое количество медных пятаков ЛМД отчеканил в 1927 и 1928 гг. Скорее всего, здесь фигурируют монеты полированного чекана. Процесс улучшенной чеканки на предварительно отполированных заготовках монетный двор освоил ещё во время царской России. В основном, такие экземпляры являлись презентационными или подарочными. В конце 1920-х годов выпуск по данной технологии предлагает возобновить СФА (Советская Филателистическая Ассоциация), чтобы реализовывать их коллекционерам. Монеты невероятно редки, поэтому при выставлении их на торги коллекционеры готовы расстаться с весьма значительными суммами. Пятикопеечник, показанный на иллюстрации выше, реализован в марте 2016 года за 700 000 рублей.
Пробные 5 копеек 1924 года
Тем временем, и Красная Заря и ЛМД ведут работы по замене меди иными материалами, чеканя в них различные пробники. Известны шесть металлов и сплавов, применённых в этих экспериментах: 95% меди и 5% алюминия, 90% меди и 10% алюминия, 100% алюминий, бронза с содержанием 85% меди, мельхиор с содержанием 20-22% олова, а также сплав из цинка (42-43%) и меди (57-58%). Из-за другого материала вес пробников существенно отличается от стандартного. Например, экземпляр, показанный выше, имеет массу чуть более 12 грамм.
С 1926 года СССР чеканит все номиналы от копейки до пятака из золотистой алюминиевой бронзы. Мелкие деньги становятся удобными в обращении, потеряв объём и вес. Монетное производство на Красной Заре прекратили к октябрю 1925 года, и ЛМД снова стал единственным предприятием по выпуску монет в стране Советов. Несмотря на то, что статус расчётного средства медь 1924-1925 гг. утратила лишь после реформы Хрущёва (1961 г.), уже к середине 1930-х годов тяжёлые коричнево-бурые монеты исчезли из оборота.