Гражданская война подходит к завершению, но на территории Дальневосточной республики ещё продолжаются битвы Народно-революционной армии против Белоповстанческих войск. Весной в Тифлисе состоялся съезд, на котором представители Армении, Азербайджана и Грузии объявили о создании общего федеративного союза народов Закавказья. Советская Россия начинает встраиваться в общемировую жизнь, участвуя в международных конференциях и открывая авиасообщение с европейскими державами. 30 декабря РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР образуют единое государство Союз Советских Социалистических Республик. В финансовом плане положение страны пока остаётся откровенно тяжёлым. В октябре отменяется золотой счётный рубль и вводятся бумажные червонцы, призванные стать надёжной валютой в сравнении со стремительно теряющими покупательную способность совзнаками. Это время бумажных денег и суррогатов. Однако Монетный двор Петербурга весь год продолжает чеканку монет с символикой РСФСР, хотя в обращение они поступят ещё нескоро.
При возобновлении чеканки решили придерживаться стандартов Российской империи, когда разменное серебро имело 500-ю пробу, а крупные номиналы 900-ю (лигатурой и в том, и в другом случае выступала медь). Сохранились и прочие параметры диаметр, вес и толщина. Неизменным решили оставить и гуртовое оформление, выполненное славянской вязью. Но революционные реформы успели поменять грамматику, поэтому в надписи на гурте тоже произошли перемены (вместо чистаго стали писать чистого).
50 копеек 1922 года АГ
- Материал: серебро 900-й пробы,
- Вес: 10 грамм,
- Вес чистого металла: 9 грамм,
- Диаметр: 26,67 мм,
- Гурт: надпись.
В отсутствие портрета самодержца лицевой стороной становится та, где отчеканен герб молодой Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Символика нового государства разительно отличается от имперского двуглавого орла. А вот оборотная сторона с обозначением номинала явно заимствует символику прежних лет. По крайней мере, лавровая и дубовая ветви, перевязанные внизу определённо сложенным бантом, перешло на советское серебро с разменных монет Российской империи. При идентификации данного полтинника нумизматы первым делом смотрят на гурт. Для этой разновидности монеты в надписи на гурте ЧИСТОГО СЕРЕБРА 2 ЗОЛОТНИКА 10,5 ДОЛЕЙ имеются буквы (АГ). Это инициалы Артура Гартмана. Этого человека смело можно назвать той движущей силой, которая возродила монетный двор Петрограда. После революции новая власть планировала в будущем полный отказ от денег, поэтому практически все специалисты двора были уволены (хотя в скором времени многим из них поступили предложения вернуться). В первые годы советской власти монетный двор представлял печальное зрелище, так как производство денег было полностью остановлено. Предприятие вело лишь работы по аффинажу драгоценных металлов и выпуску государственных наград. Из коллектива оставшихся работников деятельной энергией резко выделялся Артур Гартман, являвшийся, кроме того, и большим специалистом по обработке золота и серебра. Поэтому неудивительно, что он быстро получает назначение на восстановленную должность начальника монетными переделами, после того как в 1921 году решено вернуться к процессу чеканки серебра. По примеру имперских банковых (банковских) монет из металла высокой пробы на гурте решено ставить инициалы лица, ответственного за чистоту серебра и качество продукции.
50 копеек 1922 года ПЛ
Весной 1922 года по прямому назначению Министра финансов РСФСР Григория Сокольникова Гартману поручено возглавить монетный двор. Поэтому на гурте появляются буквы (ПЛ), так как теперь должность минцмейстера занимает Пётр Латышев. Это тоже весьма значимый специалист. Как и многие выдающиеся деятели, внёсшие большой вклад в развитие монетного производства, Латышев является выпускником Петербургского горного института. В имперский период он работал помощником управляющего Медальной и вспомогательными частями, а после революции оказался в числе уволенных. Предложение занять должность управляющего Монетными переделами Латышев получил в июне 1922 года. Его неоспоримой заслугой будет организация чеканки полтинников и медных пятикопеечников 1924 года одновременно и в Ленинграде, и в Англии. Именно с этими монетами связана легенда, что буквы П и Л на гурте якобы означают, что монеты состоят не из серебра, а из более ценной платины. Вся дальнейшая жизнь Петра Васильевича будет связана с монетным двором, где он будет работать до августа 1941 года. Монет с буквами (ПЛ) сохранилось больше, поэтому они стоят примерно вдвое дешевле, чем с инициалами предшественника — (АГ)
50 копеек 1922 года (полированный чекан)
А вот на монетах полированного чекана они встречаются в равных пропорциях. На снимке выше 50 копеек 1922 года с инициалами Артура Гартмана. Но эти монеты отдельная история. В конце 1920-х годов Советская Филателистическая Ассоциация (СФА), получившая монопольное право на торговлю коллекционными предметами (марки, монеты и пр.), решила организовать чеканку на ЛМД выпусков прошлых лет в коллекционном качестве. Например, сохранившимися штемпелями были заново отчеканены редкие рубли Гангут. Не остались и без внимания и первые советские монеты. Но теперь их делали на специально отполированных заготовках, что придавало монетному полю зеркальный вид, а элементы рельефа становились приятно матовыми. На иллюстрации ниже представлена монета полированного чекана с инициалами Петра Латышева.
Так как дополнительный тираж был невелик, такие монеты уже изначально считались редкими. Сейчас их востребованность остаётся высокой. Свидетельство этому и категория редкости в каталогах (Р2), и высокие цены на аукционах. Средняя цена полированных монет в зависимости от степени сохранности лежит в диапазоне от 3000 до 4000 долларов США.
50 копеек 1922 года (гладкий гурт)
Известны также полтинники с данной датой без гуртового оформления. По аналогии с царскими монетами в каталогах им выделена отдельная позиция. Экземпляры с отсутствующей надписью невероятно редки, поэтому их стоимость трудно предположить. Ранее раритеты пытались сотворить из оригинальных монет, стачивая их край. Однако трансформацию выдавал недостаточный вес. Сейчас нумизматический рынок наводнили копии серебра имперского и советского периодов, выполненные из недрагоценных сплавов. Их изготовители в связи с удешевлением производства часто вообще оставляют гурт гладким. Говоря о первых советских монетах, невозможно не вспомнить и Антона Фёдоровича Васютинского знаменитого медальера, проявившего себя ещё в царские времена. Именно им разработан штемпель первого серебряного рубля РСФСР 1921-1922 гг. Так как оформление рубля и 50 копеек отличается только указанием номинала, то логично будет отметить вклад Васютинского и в создание рассматриваемой нами монеты.
Пробные 50 копеек 1922 года
Одним из самых дорогих раритетов советской чеканки ранних лет остаётся пробник, выполненный не из серебра, а из чистой меди (8,55 грамма). Медная монета выполнена штемпелями со стандартным оформлением. На гурте надпись с инициалами Петра Латышева: ЧИСТОГО СЕРЕБРА 2 ЗОЛОТНИКА 10,5 ДОЛЕЙ (ПЛ). Сейчас трудно сказать, какой была цель данной чеканки, так как на тот момент отказ от серебра не декларировался. На нумизматический рынок монета попала из коллекции известного Ленинградского коллекционера медалей и монет академика Б.Е. Быховского. На аукционе Монеты и медали в 2009 году этот экземпляр реализовали за 1 950 000 рублей.
Подделки монеты 50 копеек 1922 года
В 1924 году, когда серебро с символикой РСФСР, датированное 1921-1923 гг., поступило в обращение вместе с первыми монетами РСФСР, 50 копеек было существенной суммой. Полтинник можно было обменять на литр подсолнечного масла, два килограмма рыбы или полпуда муки. Поэтому активизировались фальшивомонетчики. Самым подделываемым номиналом того периода нумизматы считают двадцатикопеечную монетку. 50 копеек подделывали реже из-за сложности оформления (выгоднее было вложиться в подделку рубля, требующую схожих трудозатрат). Тем не менее, известны грубые фальшивки тех лет, одна из которых представлена выше.
В настоящее время, как мы уже сказали, из-за подорожания серебра рынок наводнён копиями различной степени достоверности. Пробник из сплава золотистого цвета показан на иллюстрации выше. Имитацию под оригинальные монеты выдаёт неправильный вес, нехарактерная толщина и плохая проработка деталей (пляшущие или расплывчатые буквы и т.п.). У подозрительной монеты нелишне будет проверить гурт, сличив его шрифт с подлинником (изобразить славянскую вязь получается далеко не у всех).
50 копеек 1922 года (Николо-Павдинский рабочий кооператив)
Гиперинфляция, бушевавшая в стране в начале 1920-х годов, стремительно обесценивала бумажные деньги, печатавшиеся в огромном количестве. Но даже их не хватало для элементарных расчётов. В отдалённых регионах появлялись самые причудливые денежные суррогаты, включавшие печать на этикетках для вина. Появлялись попытки использовать в качестве денег и монетовидные изделия. Одной из таких попыток стал надчекан на знаках общества потребителей служащих и рабочих Николо-Павдинского имения наследников Воробьева. Эту линейку произвели ещё до революции, когда серебро и медь покинули оборот. Пермский губернатор дал разрешение на выпуск жетонов м номиналами от 5 копеек до 1 рубля. Более крупные номиналы выпустили, не извещая губернатора, из-за чего всю линейку признали незаконной и подлежащей конфискации. После революции оставшиеся запасы Николо-Павдинский рабочий кооператив решил приспособить для внутренних платежей, выбив на части тиража НПО 22. 50 копеек в этой линейке изготовлены из бронзы. На середину 2021 года их приблизительная цена — 40 000 рублей (без надчекана) и 80 000 рублей (с надчеканом).
50 копеек 1922 года (2-я шорно-футлярная фабрика)
Ещё одним примером местного выпуска эрзац-денег служат металлические боны 2-й шорно-футлярной фабрики города Петрограда. Здесь речь идёт о разработке собственного монетного ряда с нуля. После революции альбомное и галантерейное предприятие Самуила Самуиловича Бехли, расположенное в Петрограде, преобразовали во 2-ую Государственную шорно-футлярно-чемоданную фабрику имени Августа Бебеля. Превосходное качество продукции обеспечивало фабрике заказчиков даже во времена разрухи. Однако недостаток денег для расчётов навёл руководство предприятия на мысль об эмиссии собственной валюты. На лицевой стороне линейки бон гордо красовался лось эмблема фабрики ещё с дореволюционных времён. На обороте был обозначен номинал от копейки до пяти рублей. Заказ на чеканку выполнила 1-я Государственная фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий треста Тремасс. 50 копеек оказались в группе бон, выполненных из алюминия (туда ещё попали 10 копеек и 1 рубль). На эти боны рабочие могли отовариваться в фабричном магазине. Из обихода их вывели после завершения реформы Сокольникова в 1924 году. К началу 2021 года стоимость 50 копеек 2-й шорно-футлярной фабрики достигает 20 000-30 000 рублей. Из-за высоких цен налажено производство копий и имитаций, поэтому приобретать такие боны следует лишь в местах, гарантирующих подлинность.
Реформа Сокольникова, в итоге обеспечившая стране твёрдый рубль, более не подверженный существенным колебаниям, отправила в обращение и 50 копеек 1922 года. Однако для огромной страны отчеканенного количества оказалось крайне недостаточно. Поэтому был период, когда наряду с 50 копейками 1921-1922 гг. и первыми полтинниками СССР расчёты обеспечивали и временные бумажные боны достоинством 50 копеек.