‘Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен’. Фраза, якобы вышедшая из земель Древнего Китая, предрекает бедствия и неприятности для всех, кому не повезло оказаться в этой эпохе. Одной из таких эпох относительно монетного дела можно считать самое начало девятнадцатого века, когда происходило свёртывание производства банковского двора и перевод чеканки на монетный двор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, заложенный ещё императором Павлом. Новое столетие ознаменовалось восхождением на престол Александра Первого. Тем временем, продолжалась чеканка серебряных монет рублёвого номинала с Павловским вензелем. Аверс и реверс новых рублей были утверждены лишь в последний день августа 1801 года. Однако куда интереснее история складывалась с монетами, которые не пошли в оборот. Полюбоваться ими мы можем лишь с помощью новоделов, когда сохранившимися штемпелями отчеканен малый тираж заметно позднее даты, указанной на реверсе.
Коллекционеры относятся к новоделам, как к монетам, не совсем настоящим. Некоторые и вовсе отказывают им в размещении среди коллекционных экземпляров. Что же это такое — новодел? Воспользуемся словами Узденикова: ‘Наиболее правильным и полным следует считать следующее определение: новодельными монетами называются специфические неподлинные монеты, отчеканенные в монетных металлах (золоте, серебре, меди) на государственных монетных дворах подлинными или специально изготовленными для этого штемпелями, а также отчеканенные вне монетных дворов с использованием подлинных штемпелей’.
Период 1801 — 1803
‘Первый блин комом’. Русская пословица подходит и под первые варианты рублей с портретами недавно взошедшего на престол Александра. Аверс украшает изображение императора, предстающего нам в виде патриция или цезаря (так называемые ‘римские’ портреты). Сходство с оригиналом имеется, но здесь царь выглядит более моложавым, его облику приданы героические черты. Перед нами Александр не столько Первый, сколько Македонский. Почему же блин комом? Потому что обнажённое плечо (вернее, его фрагмент) ассоциативно воспринимается продолжением шеи, что визуально удлиняет её. Эти пробные монеты так и называются ‘Портрет с длинной шеей’. Да и отсутствие одежды, естественное для искусства Древнего Рима, в начале девятнадцатого века выглядит странно. Вариантов пробных рублей несколько. Император на аверсе и орёл на реверсе могут быть как в кольце, обрамляющем дуговые надписи, так и без него. Вместо орла на реверсе могла располагаться и стандартная для монет того периода надпись: ‘ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССIЙСКАЯ МОНЕТА РУБЛЬ’. Вес этих пробных монет из серебра 868 пробы составляет 20,55 грамма.
Период 1806 — 1807
Дней Александровых прекрасное начало вскоре заимело и продолжение. Уговоры императора о размещении его портрета на монетах не прекращаются. Тогда возникает и следующий вариант пробных рублей. Здесь Александр облачён в подобающее ему одеяние — мундир Преображенского полка. Над изображением работал известный медальер Карл Александрович Леберехт. Данные монеты принято называть ‘Портрет в военном мундире’. Сходство с реальным Александром куда сильнее, чем на ‘римских портретах’. Реверсы с орлом могут как иметь обрамляющее имперский герб кольцо, так и обходиться без него.
‘Мундирные’ пробы завершаются в 1807 году. На пробах 1807 года орёл уступает место крупной надписи ‘РУБЛЬ’, расположенной в центре монетного поля. И этот же орёл становится аверсом, сменив портрет императора на одном из вариантов. Монеты различаются весом. Он может варьироваться от 17,14 грамма до 21,36 грамма.
Разновидности проявляются и в мелких деталях. Так коллекционеры уделяют повышенное внимание размеру изображения. На иллюстрации выше представлены фрагменты монетного поля новодельного аверса, у которого орёл меньшего размера, и реверса, где меньше корона и бант. На реверсе обиходных монет остаётся надпись: ‘ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССIЙСКАЯ МОНЕТА РУБЛЬ’. Аверс вместо императора по-прежнему занимает орёл. Только исчезает обрамляющее его кольцо.
Период 1808 — 1810
Мотивы Древнего Рима вернулись на аверс последнего пробного периода. Император помолодел, вновь обрёл суровые и героические черты и утратил мундир. Его портрет совершенно не похож на творение Леберехта. Это неудивительно, ведь данное изображение выполнял уже Павел Александрович Лялин — медальер, не менее знаменитый, чем Леберехт. Действительно, данное творение ближе к медальному искусству, чем к чеканке монет. Быть может, поэтому на реверсе отчеканен лишь год, а надписи ‘РУБЛЬ’ и ‘ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССIЙСКАЯ МОНЕТА’ отсутствуют. Экземпляр, представленный на иллюстрации, имеет вес 21,18 грамм. Дальше проб дело не пошло, и в обороте остались прежние серебряные рубли весом 20,73 грамма, аверс которых украшал не лик императора, а двуглавый орёл.