В XVIII веке в Сибири, в местечке близ озера Колывань, расположенном недалеко от современного города Барнаул, были обнаружены большие медные месторождения. В ближайшие 3 года там было развернуто металлоплавильное производство под управлением Акинфия Давыдова, откуда большие объемы металла начали поставляться для нужд страны, в том числе и для изготовления монет. Но сибирская медная руда была особенной, с большим содержанием золота и серебра. Из колыванской меди получали драгметаллы, но их полное выделение было технически невозможным, а потому стоимость оставшегося сырья была выше аналогов, полученных с других месторождений. И было принято решение чеканить особую, сибирскую монету, которая имеет свою интересную и непростую историю.
Демидов
Выпуску сибирских медных монет предшествовали события, связанные с богатыми месторождениями меди на территории Алтайского края. Здешние медные руды были обогащены содержанием серебра и золота, включение которых доходило до 0,89%. Промышленник Акинфий Демидов, основавший у берегов озера Колывань собственное рудодобывающее предприятие, в 1729 году получил первую продукцию, анализ которой был весьма обнадеживающим. Однако на территории Российской Империи действовал закон, дающий монопольное право на распоряжение золотыми и серебряными ресурсами исключительно правящим самодержцам.
В обход этого закона Демидов тайно попирал это высочайшее право и на свой страх и риск добывал вожделенное серебро. Вслед за этим последовал ожидаемый донос, и сибирский промышленник был призван к ответу. Дело закончилось добровольной передачей демидовских заводов Кабинету ее императорского величества.
Указ Екатерины II
Несмотря на расширение имеющейся в России добычи серебра, количества его было недостаточно для покрытия денежных нужд государства. Исправить ситуацию было решено за счет выпуска медной монеты, изготовляемой специально для хождения на территории данного региона. На Демидовских (Колывано-Воскресенских) рудоплавильных заводах по повелению императрицы был дан старт чеканке медной монеты по новому утвержденному образцу. На первых эскизах с ее рисунками проставлена дата 1764 г.
Внешний вид сибирских монет
Все монеты имели внешнее сходство, в частности, все номиналы, за исключением полушки, украшал герб Сибири, а не императорский, как ранее. На нем присутствовало изображение двух соболей, держащих передними лапами символический щит с начертанной на нем короной. Также на щите размещен номинал монеты и дата ее чекана. Вокруг данной композиции написано по кругу монета сибирская.
На аверсе граверы разместили екатерининский вензель в виде буквы Е, и вписанными в нее палочками римского начертания цифры II. Вензель обрамляют две ветви — пальмовая и лавровая. Более мелкая полушка не имела изображения держащих щит соболей, вместо этого в центре монетного поля был изображен свиток (картуш) с номиналом и годом выпуска тиража.
Особенность сибирских монет Екатерины
Помимо нехватки монетного серебра, проблему представляла и транспортировка вновь отчеканенных денег в масштабах огромной страны. Отправка монет в Сибирь даже из Екатеринбурга, не говоря уже об обеих столицах, обходилась казне в круглую копеечку. Это было экономически не выгодно. Но колыванская медь была более дорогой сама по себе из-за остаточного присутствия в ней примесей драгоценных металлов, оставшихся после их добычи (в грубом приближении соотношение составляло около 1/120).
Меди в данном сплаве содержалось среднем 99,18%, остальное приходилось на золото и серебро. Было принято решение изменить стопу выпускаемых монет (показатель суммарного номинала, полученных из пуда металла). Исходя из стоимости пудовой единицы золота, серебра и меди было выведено, что пуд данного медного образца должен иметь стоимость 15 р. 33 коп. Эта цифра превышала стоимость обычной ходовой меди в 2,5 раза.
Из сего выходило, что из 1 пуда колыванской меди нужно было чеканить не 16 рублей, как это было принято на данном историческом этапе из обычного сырья, а 40 рублей. У полученных расчетов имелось слабое место — это неучтенная стоимость самой чеканки.
Методика Шлаттера
Иван Шлаттер был крупным специалистом своего времени по металлургии благородных металлов, им был предложен иной способ, суть которого заключалась в объединении медной стопы со стопами серебряных и золотых денег. За основу было взято иное базовое соотношение процентного содержания металлов в монетном производстве. Если раньше стопа драгметаллов имела выражение в фунтах и золотниках (соответственно для серебра и золота), то теперь она была упрощена и выражалась в пудах. По новым расчетам стопа колыванской меди стоила 24 руб. 24 коп.
Нельзя сказать, что данные расчеты были на этот раз безупречны, поскольку количество монет из разного металла выходило разное с разбежкой до нескольких раз, а себестоимость чекана одной денежной единицы оставалась одинаковой. Не были учтены и расходы на выделение из обогащенной медной руды драгметаллов, которые должны были входить в данную формулу расчета.
Утверждение 25-рублевой стопы
Указ был подписан императрицей 7 ноября, было принято решение об использовании 25-рублевой стопы. Но не уточненные расчеты Шлаттера стали основной причиной принятия такого решения, а тот факт, что был велик риск появления фальшивых сибирских монет (вполне себя оправдавший впоследствии). Дело в том, что внешних отличий колыванская медь от обычной не имела, у нее были те же визуальные характеристики и плотность, а потому имелся очень большой соблазн воспользоваться разницей в цене при прочих равных данных.
По этой причине уже была возвращена 16-рублевая стопа после восшествия Екатерины на престол (во время правления Петра III она приравнивалась к 32 рублям). Мудрая правительница решила, что лучше иметь меньшую прибыль от государственного монетного производства, чем подвергать экономику риску подрыва фальшивомонетничеством. Таким образом, в итоге предпочтение было отдано среднему варианту, который не слишком обнадеживал фальшивомонетчиков, хотя и не давал больших прибылей казне.
Начало производства, Сузунский монетный двор
Номиналов сибирской монеты было всего шесть от полушки, равной 1/4 части копейки до 10 копеек. При этом гривенник оказался самой тяжеловесной монетой во всей истории российской нумизматики. Сибирские монеты согласно своему называнию имели ограниченное хождение на территории от Уральских гор до Камчатки. Пробные образцы были отчеканены в Санкт-Петербурге, для выпуска тиражных партий был открыт новый монетный двор в Сузуне, получивший официальное название Нижне-Сузунского. Просуществовал он недолго, до случившегося в 1847 году пожара, который нанес ему большой урон. Восстановление его было признано нерентабельным и безосновательным.
Изменения в составе колыванской меди
В 1768 году царице было доложено о том, что более совершенные технологии выплавки серебра привели к снижению его процентного содержания в оставшейся меди. Вместо 0,82% присутствие драгоценных примесей составляло уже 0,59%. Можно было пойти по пути удешевления монетной стопы, но Екатерина II распорядилась иначе. Она приказала добавлять до нужного соответствия серебро, чтобы восстановить прежнюю пропорцию. Прошло еще одно десятилетие, и соответствующий показатель упал до 0,36%.
При этом история не сохранила никаких указаний о новых решениях по данному вопросу (как и о выполнении имеющихся) и о том, какой была колыванская медь на данном этапе производства сибирских монет, и какова в итоге была ее номинальная стоимость. Свет на этот вопрос мог бы пролить детальный химический анализ, но данное исследование в те годы не производилось.
Прекращение чекана сибирской монеты
Официальной датой прекращения выпуска сибирских денег считается дата подписания соответствующего царского указа — 7 июня 1781 г. При этом Нижне-Сузунский монетный двор еще продолжал работать, но теперь в его стенах чеканились обычные тиражные монеты общегосударственного назначения, но с логотипом КМ. В качестве монетного металла использовалась все та же медь местного месторождения, но драгоценные примеси в ней все больше оскудевали и вскоре стали совершенно незначительными.
Интересные неофициальные данные
Оскудение месторождения и наплыв фальшивомонетничества стали основой официальной версии о прекращении чекана сибирских монет. К этому добавилось и их обесценивание ввиду насыщения рынка и невозможности расплачиваться этими медяками за пределами региона даже на территории России. Производство потеряло смысл. Однако прослеживаются некоторые совпадения, которые пытливые умы не смогли не заметить и не проанализировать.
Совпадение первое
Время выпуска сибирских монет с большой точностью совпадает с временным пересмотром юридического статуса данных земель. Несовпадение составляет всего 1-2 года. На данном краткосрочном временном отрезке Сибирская губерния признается Царством со всеми вытекающими последствиями в виде права на собственный выпуск монет. Вопрос, что в данной ситуации явилось причиной, а что следствием, остается открытым, но Сибирский проект по каким-то причинам имел некую большую важность для правящей верхушки.
Совпадение второе
Именно в данный период истории на территории страны имели хождение сразу несколько так называемых суррогатных денег, не являющихся общегосударственными (турецкие, крымские, тифлисские). Все эти монеты не несли на себе государственный герб и имели некий намек на территориальную автономность.
Совпадение третье
Если взглянуть на географические карты данного исторического периода, то можно увидеть, что вся территория России на восток от Урала имеет четкие границы и изображается со всеми внешними атрибутами самостоятельной державы. Имеет она и свое название — Великая Татария (в европейском варианте — La Grande Tartariе). Здесь можно было бы углубиться в противостояние с Сибирским ханством и небезызвестный поход Ермака, но смысл понятен и без этого.
Совпадение четвертое
Вроде бы мелочь, но в подобных делах мелочей не бывает. Вместо лука и стрел, которые присутствовали на пробном елизаветинском пятаке и являлись излюбленным атакующим оружием кочевых сибирских народов, в лапах у соболей мы видим щит, который, как известно, представляет собой уже оборонительное, а не наступательное оружие. Современная реклама прекрасно знает, каким образом такие незначительные и вроде бы не замечаемые потребителем детали воздействуют на сознание.
Выпуск сибирских денег, безусловно, представлял собой сильный ход со стороны империи, по итогам которого сибирские соболя оказались фактически безоружными. При этом они полностью решили возложенную на них задачу, как официально изложенную и касавшуюся дороговизны централизованных денежных поставок, так и скрытую, имевшую далеко идущие планы. Вместо имперского орла, который вполне мог вызвать отторжение у неоднородно и не всегда благожелательно настроенного населения, оно получило симпатичных родных собольков, которые прекрасно сыграли роль временного мостика для введения единого общероссийского денежного оборота на всей территории Сибири. А вместе с ним — и единого государственного подчинения.
О подлинности
Вопрос подлинности сибирских монет стоит достаточно остро, поскольку цена на них стабильно высока, и существует огромная масса фальшивок и новоделов, которые продавцы пытаются выдать за подлинники. Казалось бы, чего проще, ведь у данного металла есть характерные отличия по составу примесей драгметаллов. К сожалению, данный фактор подлинности относится лишь к колыванской меди раннего периода, когда технологии добычи серебра и золота были несовершенны, и ощутимый процент драгметалла оставался в руде.
Можно было бы надеяться, что по указу Екатерины II о добавлении в состав недостающего серебра металл был доведен до заявленного стандарта, но, к сожалению, историкам не удалось обнаружить достоверно подтвержденных фактов того, что эта мера была исполнена на местах. Поэтому есть большое подозрение, что указ императрицы был по большей части проигнорирован. В пользу этого говорит и тот факт, что были обнаружены подлинные экземпляры, в которых практически не оказалось серебра. Поэтому сегодня вопрос подлинности сибирских монет при их покупке далеко не однозначен, а риски купить подделку достаточно велики, чтобы полагаться на поверхностные данные и знания без проведения соответствующей экспертизы.