Если каталоги посвящают двугривенному 1927 года единственную позицию, то для двадцати копеек с датой ‘1928’ уже возможны интересные варианты.
20 копеек 1928 года
Монета отчеканена на заготовке из биллона, где в качестве благородного металла выступало серебро пятисотой пробы, а в качестве сопутствующего компонента — медь. Тем не менее, монета выполнена так, словно полностью состоит из серебра. Об этом сообщит отсутствие магнитных свойств и характерный светлый цвет монеты. Красный оттенок меди из сердцевины монеты проявится при попадании денежного знака в агрессивную среду, которая заставит медь выступить на поверхность. На весах монета покажет значение в 3,6 грамма (из них серебра — 1,8 грамма). Диаметр монеты составляет 21,8 миллиметра, а толщина достигает одного миллиметра (у экземпляров с истёртым гуртом окажется меньше). Дополнительную степень защиты от подделок обеспечивает состоящий из рифлений рубчатый гурт. Чеканку монет осуществлял Ленинградский монетный двор (ЛМД).
Тираж погодовки советских монет всегда был неизвестной величиной. 20 копеек 1928 года — не исключение. Тем не менее, он представляет весьма внушительную величину. Раздобыть для коллекции экземпляр данной монеты не составляет труда. А вот продать её за хорошую сумму гораздо сложнее. Сколько же стоит 20 копеек 1928 года? Набрать солидную итоговую сумму на аукционах имеют шанс лишь экземпляры отличной сохранности. Но помните, что монета, которая кажется вам идеальной без малейшего изъяна, может получить нелицеприятную оценку на нумизматических форумах. Почему так? Оказывается, на степень сохранности монеты оказывает влияние не только её естественный блеск, но и целостность мелких элементов рисунков монетного поля. Например, в одном из каталогов дословно говорится, что отличное состояние может быть присвоено лишь монетам, когда под лупой двукратного увеличения на них не заметны какие бы то ни было дефекты чеканки и следы пребывания в обращении.
20 копеек 1928 года, перепутка, штемпель ‘Шт. 1.2’ от трёх копеек 1926 года
В 1928 году на двугривенных таинственным образом оказывается рисунок аверса с трёхкопеечной монеты 1926 года. Не надо думать, что штемпель ждал своего звёздного часа два года. Аверс чеканился не штемпелем ‘Шт. 1.1’ с выпуклым земным шаром, который замечен лишь на трояках с датами ‘1926’ и ‘1927’, а ‘Шт. 1.2’, где земной шар имеет уплощённую форму. Так что по всей вероятности на ‘двадцатчик’ попал штемпель, приготовленный именно для чеканки монет 1928 года. Необходимым и достаточным условием опознания перепутки этой категории служит округлая форма букв в надписи ‘С.С.С.Р.’.
Один раз встав на рабочее место, ‘неправильный’ штемпель продолжил свою деятельность и в последующие годы. Последний раз он замечен у двугривенных 1932 года чеканки. Взгляните на аукционные проходы, и вы поймёте, почему у любого коллекционера большой праздник, если он внезапно обнаружит на случайно купленном по пути двугривенном округлые буквы. Особенно, если потом не поленится присвоить своему приобретению грейд.
20 копеек 1928 года, подделки
Андрей Федорин в статье ‘Любимый номинал советских фальшивомонетчиков’ приводит множество примеров подделок двугривенных в различных металлах, которые в его знаменитой коллекции занимают отдельный раздел.
‘Перечекан’. Для серебряных монет прошлых веков это слово звучит солидно. Перечеканам посвящены многочисленные статьи экспертов нумизматической среды. Для 20 копеек 1928 года слово ‘перечекан’ будет означать всего лишь подделку. В качестве исходной монеты взята вышедшая из обращения медная копейка 1924 года. Работа проведена масштабная: вырезан штемпель аверса и реверса, причём, довольно качественно. Правда, это привело к тому, что на аверсе появилась двойная надпись, где остались округлые буквы ‘С.С.С.Р.’ от копейки и добавились вытянутые от двугривенного. Как же избавились от рыжего цвета меди? Монета прошла посеребрение, которое, впрочем, к моменту попадания в коллекцию Андрея Федорина почти исчезло. Вес перечекана 3,13 грамма. Диаметр составляет двадцать два миллиметра.
А это уже малярно-штукатурные работы, проведённые на трёхкопеечной монете. Странное обозначение ‘копеик(и)’ это подтверждает. А вот цифре номинала не повезло. Её зашлифовали и произвели напайку подобия двойки и нуля. После монета так же прошла процесс серебрения. Спрашивается, зачем столько труда ради каких-то двадцати копеек? Но на то время данный номинал являлся очень весомым. В связи с прекращением чеканки более крупных номиналов из серебра девятисотой пробы двугривенный становился старшим номиналом оборота среди монетных знаков. Это и будет являться ответом на вопрос ‘Почему именно двугривенный для фальшивомонетчиков стал любимым номиналом?’.