‘Ищу 1 рубль 2010 года, ММД, магнитный, — делает запрос в пером попавшемся поисковике какой-нибудь нумизмат-новичок, попутно объясняя удивлённым друзьям. — Я слышал, он очень редкий. И у него высокая цена!’ Прав ли новичок, или его запрос смешон по сути? Как и на многие другие вопросы нумизматики, здесь можно дать ответ ‘Да’ и ответ ‘Нет’ одновременно.
1 рубль 2010 года ММД
Начнём с того, что магнит хорошо реагирует на все рубли 2010 года. И это неудивительно, так как полгода назад сменился материал для заготовок. Теперь рублёвые номиналы чеканятся на стали (сплав ’08Ю’), на которую нанесено никелевое гальванопокрытие. Это заметно удешевило себестоимость монеты. Заодно убавился вес. Теперь масса стандартной монеты составляет ровно три грамма. Диаметр в двадцать с половиной миллиметров и толщина в полтора миллиметра изменений не претерпели.
Но любители Интернет-сёрфинга мигом заявят, что видели информацию и о немагнитных рублях с датами последних лет, отчеканенных на заготовках предыдущего периода. С этим нельзя не согласиться, так как участились случаи продажи монет откровенно заказного характера. Однако именно рубли 2010 года московского монетного двора (в отличие от питерского) пока коллекционерами не выявлены.
1 рубль 2010 года ММД, ‘широкий кант’
И о нём тоже зачастую возникают разговоры. Особенно среди тех, кто наслышан о дороговизне московских рублей 1997 и 1998 годов с повышенной толщиной канта (на нашем сайте тоже есть статьи, посвящённые этим интересным представителям рублёвого номинала).
По реверсам мы можем встретить варианты ‘Шт. 3.3’ и ‘Шт. 3.42’ (здесь и далее обозначения по каталогу Александра Сташкина). Для последнего листики слева и нижние листики касаются канта на границе. Для первого кант разделяет листья в этих двух группах. В нашем случае кант штемпеля реверса ‘Шт. 3.3’ явно шире. ‘Он же редкий? Правда?’ — спросят в нетерпении. Здесь снова верен ответ ‘Да’ и верен ответ ‘Нет’. Редкость монеты с реверсом ‘Шт. 3.3’ определяется только вкупе с аверсом. Как можно прочитать в каталоге Александра Сташкина: ‘Известны шесть незначительных вариантов положения знака (шт. А1, А2, А3, А4, А5 и А6)’. Все они имеют широкий кант на реверсе, но ‘Шт. А1’ — абсолютно рядовая монета, стоимость которой на ней и написана. Варианты А2, А3, А4 и А5 встречается редко. Монета с аверсом ‘Шт. А6’ — уникум, найденный в одном или нескольких экземплярах. Его изображение мы и даём ниже.
Из вышесказанного становится ясно, что вот так просто, на глаз, раритетную монету от обычной не отделить. Действительно на московских рублях разбогатеть непросто. Если заглянуть в специализированный каталог Александра Сташкина и почитать сопутствующие материалы форума на его сайте, то мы увидим, что разнесение аверса по отдельным позициям — это искусство точных измерений.
По приведённому фрагменту можно понять, что исследование штемпелей — это довольно затратный по времени труд. Поэтому мы, конечно же, не копируем снимки, сделанные энтузиастами специально для каталога, а отправляем всех интересующихся на сайт Александра Сташкина. Наш обзор не может заменить команду исследователей, непрестанно отбирающих из оборота монеты и изучающих их под большим увеличением.
В финале нашей статьи традиционно что-нибудь из нумизматической кунсткамеры. Перед вами московский рубль 2010 года с гладким гуртом. Это не разновидность, а брак, потому что только случай избавил данную монету от встречи с гуртильным кольцом. Но этим её достоинства не исчерпываются. Острый взор коллекционера и при данном ракурсе, конечно же, отметит справа заметное смещение по аверсу. Сильно поправить финансовое положение этот экземпляр не сумеет, но его цена заметно отличается в высшую стоимость от обозначенного на нём номинала.
Рубль 2010 года, отчеканенный ММД, можно в любой день получить на сдачу неоднократно. Вопрос только в том, насколько сильно желание разобраться, не штемпель ли ‘Шт. А6’ находится в этот момент именно в ваших руках. Быть может, если бы каждый гражданин Российской Федерации считал своей неукоснительной обязанностью определение разновидности аверса данного рубля, категория редкости всей группы А2-А5 (и даже А6) давно бы уже перешла из разряда ‘редкие’ в разряд ‘нечастые’. Случится ли это? Ответ даст лишь время.