Знаки гравёров и медальеров на монетах Российской империи

Наткнувшись в каталоге на обозначение Рубль 1897 года АГ-АГ, начинающий коллекционер испытывает недоумение. Почему здесь двойное АГ, и чем первое АГ отличается от второго? В данном случае мы имеем интересное совпадение инициалов двух людей, участвовавших в производстве монеты.

Первым в каталогах принято обозначать гравёра, который создал образ реверса с гербом России для портретных монет Александра III и Николая II. Им стал Авенир Гиршевич Грилихес. Его знак отыскать не так-то просто. Крохотные буковки АГ можно разглядеть под задней ногой коня лишь при большом увеличении. Второе АГ — это знак минцмейстера Монетного двора Санкт-Петербурга, которым выступают инициалы Аполлона Грасгофа, занимавшего эту должность в 1883-1899 гг. Его знак мы обнаружим в составе гуртовой надписи. Поиск и идентификация обозначений гравёров и минцмейстеров часто являются результатами увлекательных нумизматических расследований. Попробуем и мы поискать эти знаки на монетах Российской империи.

рубль 1897

Обозначения гравёра можно найти на монетах с древнейших времён. Желание увековечить своё имя порой толкало создателя штемпеля на должностное преступление, ведь монета должна была прославлять лишь правителей или главных богов, чей лик чеканился или отливался на одной из сторон, а то и на двух сразу. Но, исследуя античные монеты, нумизматы нередко натыкались на буквы или мелкие фигурные значки, замаскированные в украшении, деталях одежды или растительном орнаменте. Когда медальерное искусство достигло расцвета, знаменитым гравёрам стали позволять ставить своё имя или знак на памятных медалях. А так как штемпели медалей и монет часто создавали одни и те же мастера, знак гравёра перекочевал и на монеты.

Обозначения гравёров на монетах Петра I

Для петровских монет нового типа, готовившихся во времена денежной реформы, первым появлением знака гравёра можно считать буквы ЯВ на штемпелях пробной полтины 1699 года. Знак представляет собой инициалы Василия Андреева (Я — одно из обозначений прописной буквы аз, украшенной сверху колечком). Но на полтину знак не попал, так как гравёр поставил его на боковую поверхность штемпеля. Не все гравёры стремились обозначить своё авторство на монете. Примером служит Федор Алексеев, трудившийся над вырезкой штемпелей крупных номиналов из серебра, датированных 1703-1705 гг.

рубли Петра 1

Массовое пришествие знаков гравёра на российские монеты случилось во времена работы на монетном дворе зарубежных специалистов — Готфрида Гаупта и Соломона Гуэна. Первый на большинстве штемпелей ограничивался лаконичной литерой Н (Haupt). Второй либо проставлял одиночную литеру G (Gouin), либо вырезал пару букв GF (Gouin fecit). Здесь слово fecit используется в значении резал или изготовил. Это производная от латинского facio — делать или производить. Подробнее об этих двух гравёрах можно узнать в статье о типах портретов Петра I на серебряных рублях.

Исследователям с большим трудом удалось расшифровать обозначения К, ОК и КО, имеющиеся на поздних монетах Петра I и части монет Екатерины I. Существовало устойчивое мнение, что это знак медальера Отфрида (или Готфрида) Кенига, но приверженцы этой версии не могли подтвердить её документально. Затем Е.С. Щукина, основываясь на замеченных ей визуальных различиях портрета самодержца, решила, что эти три обозначения могли принадлежать разным мастерам. В настоящее время автором штемпелей с данными обозначениями считается Осип Калашников. Однако петровский период до сих пор хранит немало загадок по данному направлению. Пока изыскателям не удаётся найти объяснение букве 3 на червонце 1714 года и букве М на некоторых из полтин 1718 года.

Обозначения гравёров на монетах от Елизаветы до Александра I

Имена гравёров, создававших портреты Анны Иоанновны для российских монет, известны. Это Антон Шульц (рубли и полтины 1730-1734 гг.), Иоганн Карл Гедлингер (рубль 1736 года и пробные 5 копеек 1740 года) и Лукьян Дмитриев. Однако все они не проставляли знаки, которые бы можно увидеть на монетах. Исключением можно считать редкие рубли 1734 года, на лицевой стороне которых отчеканена литера В. Предположительно это знак резчика Ивана Васильева.

Положение изменилось при Елизавете Петровне. Приглашённый на монетный двор из-за границы Бенджамин Скотт возобновил традицию проставления знака гравёра. Но его обозначение BS (Benjamin Scott) хоть и присутствует на монетах, но разглядеть его затруднительно. Его коллега Жан Антуан Дасье, работавший над золотой десятирублёвкой и рублём 1757 года, штемпеля не метил.

Но свои инициалы в этот период начали проставлять русские мастера. Буквы Ю и СЮ — знак гравёра Самойлы Юдина. Их можно увидеть на червонцах 1757 года и пробных рублях Елизаветы (1758 г.) и Петра III (1762 г.). Тимофей Иванов также начал проставлять инициалы TI или ТИ ещё на рублях Елизаветы. Этой парой букв отмечены и штемпели монет различного достоинства из золота и серебра периода 1762-1796 гг. На некоторых московских рублях 1770 и 1775 гг. присутствует знак ВК, который мог нанести медальер Василий Климентов.

Удачной судьбу монет Карла Леберехта, проставлявшего на штемпелях обозначения CLF (Carl Leberecht fecit), LEBERECHT F. (Leberecht fecit) и LEBERECHT, не назвать. Ему поручили работать над портретными рублями сначала Павла I, а затем и Александра I, но оба императора отказались от перенесения своих изображений на монеты. Для нумизматики работы Леберехта остались только в качестве пробных монет, в число которых можно добавить и портретный двухкопеечник-кольцевик 1802 года.

Обозначения гравёров на монетах Николая I

В основном, знак гравёра на монетах Николая I стоит искать в случае памятных выпусков. Хорошим примером будут подписи GUBE F. (Gube fecit), H. GUBE F. (Heinrich Gube fecit) и РЕЗАЛ ГУБЕ, которыми сопровождал свои творения Генрих Игнатьевич Губе. В их числе рубль Александровская колонна и обе монеты Бородинская часовня. Кроме того, в его активе парные портреты: золотая десятирублёвка 1836 года, посвящённая юбилею коронации Николая I (известна только в виде новодела) и свадебный рубль в честь бракосочетания будущего императора Александра II. Увидеть их изображения, поискать подписи гравёра и узнать об особенностях чеканки можно в нашем специальном обзоре.

В ряду именитых мастеров, которым поручали делать донативные монеты, нашлось место и нашим резчикам. Семейный 1&frac12,-рублёвик / 10 злотых 1835 и 1836 гг. чеканился штемпелями, подготовленными Павлом Петровичем Уткиным. Интересно, что по примеру западных медальеров Павел Петрович решил использовать в подписи сокращение от слова резал, в результате чего она приобрела вид Р.П. УТКИН (Резал Павел Уткин). Впрочем, ряд его работ подписан просто двумя буквами ПУ. А вот Якобу Рейхелю не везло с памятными монетами. Ни пробные рубли с портретом Константина (1825 г.) и Николая I (1827 г.), ни две портретные монеты 1845 года чеканить не стали. Рейхель не подписывал свои монетные работы, поэтому его знака на сохранившихся пробниках нам не найти.

Обозначения гравёров на монетах Александра II и Александра III

Очень интересной монетой является мемориальный рубль 1859 года по случаю открытия конного памятника Николаю I (единственная памятная монета из серебра периода правления Александра II). Её лицевую сторону готовил Александр Павлович Лялин, о чём свидетельствует подпись А. ЛЯЛИН в обрезе шеи императорского профиля. Реверс же принадлежит авторству Василия Алексеева. Буквы ВА спрятаны в подножии пьедестала. Это пример, где одна монета объединила два знака.

Пожалуй, последним из гравёров, чью подпись можно различить без видимых усилий, стал Леопольд Христианович Штейнман. Ему поручено подготовить коронационный рубль Александра III. Свой знак на аверсе медальер решил традиционно разместить в обрезе шеи профиля самодержца.

Обозначения гравёров на монетах Николая II

В качестве знака гравёра здесь чаще всего является пара букв АГ, которую мы наблюдали в начале статьи. Однако этим обозначением пользовались два медальера, связанные родством. Уже известный нам Авенир Гиршевич Грилихес начал работу над монетами ещё при Александре III. В 1886 году он создаёт штемпель реверса пробных портретных рублей 1886 года, сумев замаскировать свои инициалы в гербе Москвы. Крохотные буковки АГ под задней ногой коня, действительно, не заметили. Штемпель реверса получился настолько удачным, что его взяли в качестве образца для всех общегосударственных монет из золота и серебра, на аверсе которых чеканили профиль императора (АГ на указанном месте не найти лишь на золотых пятирублёвках 18951911 гг.). Даже на юбилейном рубле 1913 года 300 лет дому Романовых они присутствуют. В нумизматических кругах Авенира Гиршевича зовут Грилихес-отец.

Его сын Авраам Авенирович Грилихес тоже работал медальером на Монетном дворе Санкт-Петербурга. Он также участвовал в создании пробного рубля, но в качестве автора портрета. Над аверсом поручили работать не только ему, но Штейнману, однако обрез шеи самодержца в обоих вариантах чист. Его работами считаются аверсы портретных монет массового выпуска из золота и серебра периода 1886-1894 гг. Впрочем, знак АГ начинает появляться на памятных монетах, первой из которых стал рубль 1898 года по случаю завершения строительства мемориального комплекса Александра II (Дворик). На аверсе обозначение гравёра различается в обрезе шеи. На реверсе его найти труднее. Буквы А и Г разнесены друг от друга и находятся вблизи зубцов канта в подножии пьедестала.

В тех же местах их можно найти на юбилейном рубле 1912 года в честь открытия памятника Александру III (Трон). Только на реверсе гравёр им придал искажение перспективой: они словно перетекают с горизонтальной грани пьедестала на вертикальную. Последним, чей знак появился бы на юбилейной монете, мог стать П.Г. Стадницкий автор лицевой и оборотной стороны серебряного рубля в честь 200-летия победы в Гангутском сражении (Гангут). В изначальном варианте на аверсе присутствовали буквы ПС, однако при создании штемпелей для массовой чеканки знак по неизвестным причинам удалили.

В первые годы советской власти оформлением монет занялся знаменитый медальер Антон Фёдорович Васютинский, успешно проявивший себя ещё в царскую эпоху. Свои работы он не подписывал, поэтому традиция проставлять знак гравёра при СССР канула в лету. Впрочем, стопроцентной уверенности в том, что никто из создателей штемпелей советской юбилейки (особенно во времена позднего СССР) не поддался соблазну и не замаскировал свой крохотный значок в художественной композиции, нет. Ведь и буковки АГ на монете периода правления Николая II обнаружены только в 1978 году советским школьником Николаевым, когда он разглядывал её через лупу с 15-кратным увеличением. Возможно, впереди нас ещё ждут интересные открытия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: