Золотые монеты с портретом Петра I

Говоря о серебряных рублях первой четверти 18-го столетия, мы упоминали, что иконография монет Петра I является наиболее разнообразной среди прочих правителей Российской империи. Большой вклад в эту иконографию сделали гравёры, резавшие штемпели для чеканки золотых монет петровской поры. Посмотрим, как менялись черты императора за время его правления.

Жалованные монеты с портретом Петра I

Крестильный четвертак

При Петре продолжается традиция одаривать особо отличившихся в военных действиях наградными или жалованными монетами. На лицевой стороне в обязательном порядке чеканился портрет самодержца. На оборотной стороне располагался Государственный герб и дата прописью в виде надписи вдоль канта. Например, Крестильный четвертак, показанный выше, имеет дату 1702 ГОДУ ФЕВРАЛЯ ПЕРВАГО ЧИСЛА. Обозначение четвертак здесь происходит от веса жалованного рубля, составляющего примерно десять червонцев. Четверть от него равняется двум с половиной червонцам. Портрет государя по проработке линий и общей компоновке схож с серебряными полтинами, появившимися в 1701 году.

Крестильный рубль

Вес Крестильного рубля с надписью 1702 ГОДУ МАРТА ПЕРВАГО ЧИСЛА находился в диапазоне 33,51 — 33,82 грамма. Диаметр монеты составлял 43 мм. Исходя из названия, можно счесть, что этими монетами государь одаривал крестников, однако это заблуждение. На самом деле их вручали в качестве наград за первые победы над шведами в Северной войне. Здесь портрет царя чертами схож с его же изображениями на первых серебряных рублях, которые будут чеканиться в 1704 году (тип Портрет молодого Петра I, изготовленный резчиком Фёдором Алексеевым). Последняя жалованная монета появится в 1703 году, после чего отличившихся воинов станут награждать медалями и орденами.

Червонцы и двойные червонцы

В начале XVIII века чеканка червонцев носила представительский характер, так как этими монетами велись расчёты с иностранными поставщиками. Нумизматы отделяют 6-7 основных типов портрета Петра, чеканившихся на червонцах. Однако каждый из этих типов может иметь различные разновидности.

Первоначально монеты именовали червонные. Выпуск шёл по стопе европейского золотого дуката. Чеканку с 1701 года начал адмиралтейский Кадашевский двор. Ранее считалось, что первоначально в русские червонцы перечеканивали завезённые из Европы монеты аналогичного веса. Однако это утверждение ошибочно, так как золото металл мягкий и непригодный для качественной перечеканки. Теперь исследователи указывают, что червонцы делали из китайского коробчатого золота (обычный золотой песок, рассортированный по небольшим коробочкам). Эти поставки обеспечили выпуск монет до 1704 года. Портрет царя на первых червонцах может сильно отличаться из-за большого износа. Для сравнения мы поместили рядом два червонца 1701 года: слева — затёртый экземпляр, справа хорошо сохранившийся. Кажется, что на этих монетах два разных человека.

В 1701 и 1702 гг. велась также чеканка двойных червонцев, имевших в два раза больший вес. На двойном червонном 1701 года образ Петра выглядит карикатурно из-за большого носа и несоразмерного лаврового венка. Два этих элемента визуально уменьшают размер головы. Монеты очень редки. Данный экземпляр реализовали 21 октября 2019 года на аукционе Sincona AG за 400 000 швейцарских франков. Монеты с обозначением 1702 года встречаются ещё реже.

В 1703 году образ государя на червонцах претерпевает изменения. На экземпляре, показанном выше, возраст царю убавляют большие глаза, придавая ему детские черты. Существует два типа червонца с этой датой. Их различают по титулу и размеру головы. На иллюстрации более частый тип (ПОВЕЛИТЕЛЬ, голова меньше). Кроме него существует монета с титулом САМОДЕРЖЕЦЪ и большим размером головы. Изначально для чеканки делали золото 969-й пробы. Общий вес червонца получался 3,47 грамма при диаметре 23-24 мм.

После двухлетнего перерыва чеканка червонцев возобновляется. Абсолютно иной портрет мы видим на монете 1706 года. Она более известна коллекционерам по новоделам, часть из которых выпущена в меди и серебре. Отличительной особенностью реверса золотых монет является герб Москвы на груди двуглавого орла, чего на петровском серебре нам не увидеть.

Уже через год на червонцах новый портрет. Разглядывая его детали, мы обнаружим схожесть черт царя с портретом работы Готфрида Гаупта на рублях с аналогичной датой. Почему в отличие от тех же рублей золотые монеты не имели номинала? Ответ кроется в соотношении курсовой стоимости золота и серебра, которое могло меняться. На протяжении 18-го столетия червонец оценивался в диапазоне от 1,2 до 2,3 рубля. Впрочем, различные исследователи готовы оспорить этот интервал.

С 1710 года дата на золотых монетах чеканится не старославянскими буквами, а привычными нам арабскими цифрами. Выше показан червонец с портретом работы Соломона Гуэна. Автора мы определяем по знаку резчика латинской букве G в обрезе рукава. Искусствоведы считают, что российские червонцы имеют наибольшее композиционное сходство с австрийским дукатом (погрудный профильный портрет с одной стороны и двуглавый орёл в качестве герба с другой).

Здесь обозначение гравёра отсутствует. Несмотря на разительные отличия в оформлении аверса и реверса, обе монеты имеют одно важное сходство: в клювах и лапах орла находится четвёрка карт, что символизирует господство России над четырьмя морями — Белым, Балтийским, Каспийским и Азовским. К сожалению, Прутский поход Петра I успеха самодержцу не принёс, так как по унизительному договору с турками им был передан Азов, уничтожена крепость Таганрог, а владычество над Азовской акваторией прерывается. Поэтому карты с реверса монет исчезают.

Указом от 25 января 1712 года меняют чистоту металла, повышая её до 980-й. Теперь из фунта золота чеканят 118 червонцев или 59 двойных. К выпуску золотых монет приступает и Красный двор. Монеты с датой 1712 можно разделить на две группы. Первую образуют портреты Соломона Гуэна (литера G под портретом или в обрезе рукава). В этой группе разновидности определяют по размеру головы. Справа показана большая голова, в центре средняя голова, а слева малая голова, являющаяся наиболее редкой.

На монетах второй группы знак гравёра отсутствует. Кто мог выполнить резку этих штемпелей? Справка, переданная Сенату в июне 1712 года, сообщает, что резчиками монетных дворов в это время были Фёдор Алексеев, Соломон Гуэн, обучающий Осипа Калашникова и Ивана Зубкова, а также Готфрид Гаупт с учеником Фёдором Медынцевым. Здесь разновидности определяются по наличию пряжки (круглый элемент на плаще) и по тому, разделяет ли царская голова дуговую надпись.

На некоторых червонцах с датой 1714 можно заметить литеру З. На других вместо неё витиеватая арабеска. Впрочем, основные различия портретов не только в ней. Здесь в дело снова вступает пряжка, а кроме неё узоры в оформлении рукава. Если же брать мелкие детали, то даже причёска царя на обеих вариантах покажет массу отличий.

В 1714 году в последний раз при Петре чеканят двойной червонец (вес — 6,94 грамма, чистого металла — 6,8 грамма, диаметр — 27 мм). На нумизматическом рынке он представлен новоделами. Гурт может быть либо гладким, либо иметь узор шнур вправо.

Закончим рассказ о червонцах их экспортным вариантом — монетами с латинскими надписями. Портрет окружён дуговой надписью PETRVS ALEXII I D G RVSS: (Пётр Алексеевич I, Божьей милостью России&hellip,). На реверсе следует продолжение IMPM DVX MOSCOVIAE 1716 (&hellip,повелитель, Великий Князь Московский). Считается, что этот выпуск предназначался для дорожных трат Петра I, когда он отправился в зарубежный вояж по Европе. Некоторые исследователи считают, что это единственный тип российской монеты с надписью на латыни. Главное различие портретов это меховой плащ (монета слева) или его отсутствие (монета справа). Но внимательный взгляд всегда уловит большее. Например, есть ли на царской груди арабеска? При Петре I червонцы больше чеканиться на будут. Однако они снова возникнут во время правления Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II.

Два рубля

В 1718 году появляются золотые монеты с обозначением номинала. Этим Пётр I пробует соотнести денежную систему, основанную на серебре и меди, с золотом. По чистоте металла это уже далеко не червонец: его золото имеет 781-ю пробу. При диаметре 20 мм монета весит 4,1 грамма, но золота в ней всего 3,2 грамма. Из фунта золота выходит 100 монет достоинством 2 рубля, то есть вес их больше червонца, но золота меньше. Выпуск двухрублёвиков осуществлял Красный монетный двор. Портреты самодержца нумизматы делят на две основные группы:

  • 2 рубля Портрет в латах (1718 и 1720-1723 гг.)
  • 2 рубля Портрет в античных доспехах (1723-1725 гг.)

Изображения царя на монетах 1718 года имеют существенные различия. Тут и размер головы, и заклёпки на латах, и узоры. Однако разновидности тут каталогизированы, в основном, по содержанию круговой надписи. В некоторых каталогах можно найти упоминание о редчайших экземплярах гибридной монеты, аверс которой отчеканил штемпель разобранного выше червонца с латинской надписью, а вот реверс уже взят от двух рублей.

В 1722 году в титуле Петра на золотых монетах происходит существенное изменение добавляется слово император. Относительно портрета нас интересует другая деталь: наличие или отсутствие пальмовой ветви на латах (волнообразный элемент из трёх составляющих выделен на центральной монете). В отличие от червонцев, на реверсе двух рублей чеканят не двуглавого орла, а несущего крест апостола Андрея Первозванного. Из-за этой детали монету прозвали Андреевский золотой или Андреевский двухрублёвик.

С 1723 года резчики придают чертам самодержца подражание облику римских императоров. Выпускавшийся последние три года правления Петра I вариант портрета в античных доспехах достаточно однотипен. Поэтому с данным портретом мы увидим лишь три каталожные позиции, различающиеся только датой.

Завершая обзор чеканки монет Петра Великого из золота, выведем, что главным итогом здесь можно признать не только ввод их в повседневное обращение уже с обозначением номинала и окончательное разделение наград на монеты и медали, но и заметный прогресс в качестве исполнения портретов. Изображения самодержца за четверть века прошли эволюцию от достаточно примитивного портрета на Крестильных четвертаках до практически медального профиля на монетах двухрублёвого достоинства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: