Серебряные рубли с портретом Петра I

Полную подборку различных портретов того или иного правителя коллекционеры называют иконография. Для отечественной нумизматики наиболее разнообразной является иконография монет Петра I, в которой число различных портретов обгоняет монеты Анны Иоанновны, также славящиеся разновидностями облика императрицы. Тщательно исследуя тот или иной монетный портрет Петра I, нумизматы чаще всего смогут найти его отличия от аналогичного на других экземплярах. Это связано с технологией изготовления штемпелей, а также их ремонта, приводившего к заметным изменениям рисунка. Поэтому при классификации монет портретные типы группируются по общей схожести и наличию объединяющих элементов. То есть отдельный тип образуют монеты, портрет Петра I на которых разительно отличается от других.

Первые портреты Петра I на серебряных монетах

Анфас или профиль этим вопросом задавались создатели пробных монет в период проведения денежной реформы 1694-1704 гг., призванной кардинально изменить вид российских денег и заметно расширить монетную линейку. Резчики словно стояли на развилке дороги, и требовалось выбрать единственное направление. Два возможных пути можно увидеть на пробных серебряных полтинах 1699 года.

Пробные полтины

Слева поясной портрет, где лицо государя обращено к зрителю. Это работа Василия Андреева, который резал штемпели на монетном дворе Москвы в конце 17-го столетия. Серебряная монета имеет вес 18,28 грамма. В экспозиции Эрмитажа представлен новодельный экземпляр, чеканенный подлинной штемпельной парой. Справа полтина с портретом, выполненным Юрием Фробусом, работавшим в Москве почти всю вторую половину XVII века. Монета весом 13,88 грамма из собрания Я.Я. Рейхеля сейчас также экспонируется в Эрмитаже. Здесь по европейской традиции отчеканен погрудный портрет самодержца в профиль. Именно такой вариант выбрали для тиражных полтин, отправившихся в обращение в 1701 году. Нумизматы насчитывают на них 16 вариантов портретов Петра I. Тогда же в обороте появились полуполтинники, портреты на которых насчитывают 7 вариантов.

Серебряный рубль Петра I

Но мы остановимся на рублёвой монете, ввод в денежное обращение которой считается одним из важнейших достижений реформы. Из условной счётной единицы рубль не только превращается в реальную монету, но и становится основой денежной системы. За два десятка лет на рублях успело появиться множество вариантов портретов. Для удобства пользования наш каталог имеет выборки, где собраны разновидности монет с определённым типом портрета.

  • Рубли Петра I c портретом Ф. Алексеева (1704 и 1705 гг.)
  • Рубли Петра I c портретом Г. Гаупта (1707 и 1710 гг.)
  • Рубли Петра I c портретом С. Гуэна (1707, 1710, 1712, 1714 гг.)
  • Рубли Петра I c портретом в латах (1718-1720 гг.)
  • Рубли Петра I c портретом в наплечниках (1720 и 1721 гг.)
  • Рубли Петра I c портретом 1722 года
  • Рубли Петра I c портретом в горностаевой мантии (1723 год)
  • Рубли Петра I c портретом в античных доспехах (1723-1725 гг.)
  • Солнечные рубли c портретом в наплечниках (1724 и 1725 гг.)
  • Солнечные рубли c портретом в латах (1724 и 1725 гг.)

Почему для нашего исследования выбран именно рубль? Самый крупный из номиналов — это не только собранные в одной монете 100 копеек. Его значение шире. Его роль значимее. Хорошо прочеканенный портрет несёт величие и славу царя в народные массы. Сейчас эту роль выполняют фотографии главы государства в кабинетах государственных служащих и общественных местах.

1 рубль 1704-1705 гг. (портрет молодого Петра I)

Рубль, 1704 год

Успешно введя в оборот медную денгу и полушку, Пётр I с 1704 года начинает наполнять денежное обращение первыми медными копейками привычной нам круглой формы и первыми серебряными рублями со своим погрудным портретом. Выше приведены рубли, произведённые по различной технологии. Справа монета, чеканенная в печатном кольце. Слева чекан без кольца. На обеих монетах портрет императора схож и принадлежит к одному типу, сохраняя юношеские черты. Разновидности монет данного периода каталогизируют по отличиям реверса (узкий или широкий хвост орла, форма короны, перевёрнутая буква даты и др.). Образцом для рубля послужил европейский талер, поэтому вес рублёвой монеты равен 28 грамм. Для чеканки берётся 833-я проба серебра (чистого металла в рубле 23,3 грамма). Первые рубли чеканили напрямую из талеров, поэтому на некоторых монетах вместо гладкого гурта можно отыскать прежнее оформление. Автором портрета молодого самодержца стал резчик Фёдор Алексеев. В его характеристике можно прочитать следующее: А во управление для дела выписан серебряных и медных денег и монет и других медалей, штемпелей и чеканов резного дела в мастерах Федор Алексеев, на монетном дворе работает с начала денежного двора. Так как Алексеев не ставил свой знак на рабочую поверхность штемпеля, историкам пришлось приложить много усилий, чтобы определить его авторство, сопоставляя сведения из челобитных медальера и выписок к ним с монетами и медалями того периода. Точно установлено, что работами Алексеева являются медали в честь взятия Шлиссельбурга в 1702 году, пленения в устье Невы двух шведских судов 5 мая 1703 года и взятия Нарвы в 1704 году, а также золотые жалованные монеты 1702-1703 гг. Искусствоведы отмечают, что моложавый облик царя на рублёвой монете иконографически восходит к неллеровскому оригиналу, свободно переработанному в профильном повороте (т.е. за основу взят портрет маслом Годфри Неллера, выполненный в 1697 году).

1 Рубль 1707 и 1710 гг. (портрет Г. Гаупта)

В 1706 году рубли не чеканятся, но на полтине остаётся царский портрет с моложавыми чертами. Однако уже в 1707 году к работе над штемпелями серебряной монеты высшего достоинства приступают иностранные специалисты. Одним из них является Готфрид Гаупт.

Возможно, допуск к производству главного номинала из серебра Гаупту обеспечила высочайшая художественность медали За сражение при Калише, показанной выше и отмеченной значительным увеличением денежного содержания: За искусство в деле штемпелей, которые работою в персоны пред прежними несравненно превосходят, а паче которые вырезаны к тиснению медалей с победою Калишскою, учинено к его окладу прибавки 50 рублев. Свои работы мастер отмечал подписью HAUPT F или литерой Н, которую мы увидим и на рубле.

Беглый осмотр портрета на этой паре рублей может оставить ошибочное впечатление, что они практически идентичны. Однако это не так. Монета слева имеет две важные особенности, которые отсутствуют на правой. Во-первых, знак медальера литера H, расположенная в обрезе рукава. Во-вторых, заплетённая в изящный бант лента, которой на затылке царя завершается лавровый венок. Монеты с этими типами портрета выпускались в 1707 и 1710 гг.

Но истинную красоту первоначальной художественной идеи мастера отлично демонстрирует новодел рубля 1707 года, не бывавший в обороте. Здесь видно, что тщательная проработка мелких деталей портрета ставит эту монету в ряд с жемчужинами медальерного искусства того времени.

1 Рубль 1707-1714 гг. (портрет С. Гуэна)

Вторым иностранным специалистом стал Соломон Гуэн. Его знаком была подпись GOUIN, литера G или пара букв GF (сокращённое Gouin fecit).

Выше представлены варианты портретов на рубле 1707 года (слева) и 1710 года (справа). На левой монете в обрезе рукава отчеканен знак медальера. Отличительной деталью правой монеты является орденская лента. Литера G впервые появляется ещё на полтинах 1701 года, так что Гуэн уже имел опыт с портретными монетами. Однако здесь стиль портрета сильно изменён по сравнению с ранними образцами. На рубле царский профиль выглядит мужественнее и массивнее. Портрет приобретает героические черты, усиленные атрибутами (лавровый венок и орденская лента).

Считается, что период творчества Гуэна заложил отдельный период в медальной и монетной иконографии Петра I. Тот же тип портрета мы увидим на лицевой стороне наградной медали за сражение при Лесной. Работы мастера ценились высоко. Об этом говорило и его годовое денежное довольствие. К 1710 году оно у Гуэна увеличилось до 300 рублей, тогда как упомянутый выше Фёдор Алексеев получал в то время 194 рубля.

Портрет на рубле 1712 года нумизматы каталогизируют по следующим отличиям. Портреты могут иметь малую (слева и в центре) или большую голову (справа). На потрете может отсутствовать (слева) или присутствовать пряжка (в центре и справа) округлый элемент, перехватывающий плащ на плече. Ещё одной каталожной разновидностью, но уже не относящейся к портрету, является дата на реверсе (на некоторых монетах цифры отделены точками).

Последней монетой данного типа является рубль 1714 года, хоть литеры G на нём и не стоит. Зато подпись GOUIN в обрезе рукава царского портрета мы увидим на лицевой стороне наградной медали за сражение при Гангуте, выпущенной в том же году.

Поздние портреты Петра I на серебряных рублях

Возможно иконография Петра I на российских монетах могла пойти иным путём. В каталогах упоминается портрет особого рисунка на пробном рубле, датированном 1710 годом, с надписью РОСIИСКОI РУБЛОВИКЪ. Однако с возобновлением чеканки рублёвых монет в 1718 году на аверсе появляются два основных типа, которые легко отличать друг от друга: Портрет в латах (справа) и Портрет в наплечниках (слева).

Обозначение медальера (если оно имеется) на поздних рублях присутствует в виде пары букв ОК или КО, а также литеры К. В книге Узденикова (1986 г.) можно прочитать гипотезу, что литеры ‘ОК’, ‘КО’ и ‘К’ принадлежат некоему граверу Отфриду (Готфриду) Кенигу, однако эта версия никакими фактическими данными не подтверждается. Более того, согласно изысканиям Е.С. Щукиной, характер исполнения портрета Петра I на штемпелях, помеченных литерами ‘ОК’ или ‘КО’, и на штемпелях с литерой ‘К’ свидетельствует о том, что авторами этих штемпелей являлись два различных резчика. Однако более поздние исследования ассоциируют все эти обозначения с именем медальера Осипа Калашникова. Началом его работы над российскими монетами считается 1718 год. Именно тогда рубли начинают чеканить из серебра 728-й пробы (общая масса монеты — 28,44 грамма, вес чистого металла — 20,73 грамма), а гурт получает оформление в виде выпуклой надписи. В отмеченных исследователями достоинствах медальера значится стремление к созданию собственного типа царского портрета.

1 рубль 1718-1720 гг. (Портрет в латах)

Имеется огромное количество разновидностей данного типа рублей. Обозначим несколько из них, напрямую связанных с портретом. В приведённых выше вариантах рубля 1718 года отличия связаны с заклёпками. На монете слева по нагрудному доспеху проходит два ряда заклёпок. На центральной монете всего один ряд. А монета справа вообще вместо них украшена арабеской (в данном случае это сложный узор из растительного элемента). В обрезе рукава выделен знак медальера буквы ОК.

Рассмотрим экземпляры 1719 года. Здесь на монете слева выделен узор из девяти точек так называемая розетка. На монете справа в этом месте вышивной узор, а на груди мы снова видим заклёпки. А вот монета в центре выполнена с минимумом деталей: на груди ни арабесок, ни заклёпок, на рукаве отсутствует вышивка и розетка.

Рубль 1720 года снова рассмотрим на примере новодела, как экземпляра, не подвергнувшегося износу. Исполнение профиля самодержца заметно отличается от монет, рассмотренных выше. В деталях портрета отметим пряжку плаща в виде цветка, а также завитушку на груди, которую можно принять за скромную арабеску или даже за пальмовую ветвь, характерную для портретов более позднего выпуска.

1 рубль 1720-1721 гг. (Портрет в наплечниках)

На этой паре рублей знак медальера расположен в разных местах: в обрезе рукава (слева) или возле складок плаща (справа). В обоих случаях это буква К. Каталожная разновидность определяется в том числе по наличию знака или его отсутствию.

Здесь как раз знак медальера нам не найти. Но эта пара монет фиксирует другой важный атрибут пальмовую ветвь (фрагмент в центре), в которую превратилась завитушка арабески. Пальмовая ветвь символ триумфа. Она будет появляться на российских монетах разного достоинства вплоть до окончания правления Екатерины II. На монете слева пальмовая ветвь есть. На монете справа это место пустует.

Портрет 1722 года

Нумизматы выделяют рубль с датой 1722 особым типом. Хоть профиль самодержца похож на рассмотренные выше варианты, сам портрет претерпел изменения. Увеличился обрез рукава (здесь на нём три ряда заклёпок). Близ него отчеканена завитушка арабески, а грудь Петра I украшена пальмовой ветвью. Главные отличия монеты от ранее выпущенных надо искать не в портрете. Во-первых, в титуле Петра I появляется именование император. Во-вторых, орла на реверсе сменила монограмма из четырёх перекрещивающихся букв П в сопровождении четвёрки императорских корон.

1 рубль 1723 года (Портрет в горностаевой мантии)

Этот тип портрета сложно перепутать с любым другим. И дело даже не в горностаевой мантии (развевающиеся хвостики справа от лат), а в особой орденской ленте, протянувшейся по груди императора. Кажется, что там пролегла дорога из лучистых звёзд. Эта пара показывает нам наличие или отсутствие Андреевского креста (на левой монете его нет). Кроме того, отдельно выделен так называемый выкол — утолщённый хвостик мантии, тянущийся в ином направлении.

Данная тройка рублей показывает различия в размерах Андреевского креста, который может быть малым (слева), средним (в центре) или большим (справа). Большой крест расположен непосредственно на ленте, а не справа от неё, как на остальных вариантах. Данный тип портрета тоже чеканился всего один год.

1 рубль 1723-1725 гг. (Портрет в античных доспехах)

Рубль с данным типом портрета (показан на примере новодела) считается одним из самых распространённых среди петровских монет аналогичного достоинства. Так как одежда императора напоминает форму моряков, в коллекционной среде рубли с этим портретом кратко называют матрос. Исследователи отмечают, что на ряде монет голова Петра I изображена крупнее, а шея массивнее. Тем не менее, в каталогах большая голова и малая голова пока никак не разделены. Разновидности здесь определяются по наличию знака ОК, расположению последних двух букв в слове ВСЕРОССИIСКИI (ИI или IИ) и по ошибке в слове ИМПЕРАТОРЪ (N вместо И).

1 рубль 1724 и 1725 гг. (Солнечный, в латах)

В последние два года правления Петра I выпускались так называемые солнечные рубли. Секрет названия кроется в реверсе, центр монограммы на котором теперь украшен небольшим солнцем. Солнечные рубли снова разбиваются на две группы: Портрет в латах и Портрет в наплечниках. На лицевой стороне монет первой группы мы видим портрет человека явно в годах. Лицо стало ещё массивнее и приобрело тучность. Здесь разновидности каталогизируются по расположению обозначения монетного двора СПБ (в обрезе рукава или под портретом) и по виду элемента над головой императора (трилистник, звезда, крест). Также могут отсутствовать ленты у лаврового венка.

1 рубль 1724 и 1725 гг. (Солнечный, в наплечниках)

Портрет Солнечного рубля, где императора украшают наплечники, более близок к изображениям Петра I предыдущих лет. Пряжка на плаще отсутствует. Элементом над головой императора может быть точка или звезда. Но напоследок хотелось бы показать не просто монету, а рубль, отмеченный какой-нибудь уникальной особенностью. И на редчайшей монете, показанной выше, такая особенность есть. Монетный двор гравёр обозначил с ошибкой: вместо СПБ там значится СПВ. О востребованности монеты говорит её цена. На аукционе Sincona AG в октябре 2015 года подобный экземпляр ушёл за 140 000 швейцарских франков, что составляло на тот момент более девяти миллионов российских рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
cennye-monety.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: