О франке, служившем основной денежной единицей Французской республики до её перехода на единую европейскую валюту, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Поэтому сейчас захватим на маршруте нашего обозрения несколько других имён, которым удалось остаться на страницах истории монетного дела Франции.
Экю
Из единой точки разбежалась этимология нескольких монет различных стран средневековой Европы. Здесь и эскудо Португалии, а заодно и Испании, здесь и скудо Италии. Мягкость же французского наречия заставило изначальное слово сложиться кратким ‘экю’. Но прародителем явилось ‘scutum’ на латыни, что означало боевое слово ‘щит’. Щит и красовался на монетах, отчего их и стали именовать созвучно.
Если говорить о Франции, то начало пути экю ведёт от 1263 года, когда правил Людовик Девятый, носивший прозвище ‘Святой’. То время вполне можно назвать ‘золотым веком’ для данной монеты, ведь чеканили её из золота. Почему же на монете появился щит? Оказывается, он символизировал объединённое королевство. Диаметр экю лишь на миллиметр не дотягивался до двух с половиной сантиметров, а вес приближался к четырём граммам.
Словно не веря в собственное существование, экю взяло длительный перерыв, вновь появившись при дворе Филиппа Шестого. Период отсутствия благотворно повлиял на экю. Второй выпуск явил нам монету, прибавившую в весе (уже более четырёх с половиной граммов благородного металла). Началась регулярная чеканка данной денежной единицы.
Заводя речь о названиях французских монет, стоит напомнить, что многие из них заканчиваются на ‘дор’ (как тут не вспомнить о наполеондоре). Это не случайно, ведь ‘d’or’ в переводе и означает ‘золото’. Вот и разные вариации экю получили собственные имена: Например ‘шездор’ (chaise d’or — экю с троном) или ‘куронндор’ (couronne d’or — экю с короной). Интересный график мы можем получить, если по оси Х отложить хронологию, а по оси Y отметить вес экю. Сначала наша кривая пойдёт вверх, к 1340 году пройдя значение ‘5,44’, после же начнёт снижаться, достигнув отметки ровных четырёх граммов в 1385 году. Впоследствии вес экю уменьшится ещё на полграмма, найдя соответствие с ходившими тогда флоринами и дукатами.
Во времена Людовика Одиннадцатого ‘Благоразумного’ прочие виды экю вытесняет монета с длинным названием ‘экю с изображением солнца над короной’. В этот же период экю воплотился в двойном варианте (двойной экю) и ополовинился (пол-экю).
Но уже стучалось в двери серебро. В эпоху Франциска Первого отчеканили серебряный экю, приравняв его по стоимости к золотому. Но дальше проб дело не пошло. Видимо, ответственные лица разумно предположили, что менять золото на серебро люди станут разве что под угрозой смертной казни. Перейти на серебро замахнулся и Генрих Третий, но воплощение получили лишь серебряные четвертинки и осьмушки. Четверть экю Луи Тринадцатого представлена ниже.
Золотой век закончился для данной монеты с приходом луидора, вытеснившего экю в ряд серебра (в это время оно было 917-й пробы). Сменялись короли, а монеты всё чеканились и чеканились. Итоговую черту подвела десятичная система, принятая в 1795 году, где за основу был взят франк. В разговорах слово продолжало встречаться, став синонимом пятифранковика. Так и в период позднего СССР граждане называли хрустящую десятирублёвую банкноту ‘червонцем’.
Денежная единица ‘Экю’ чуть было не воскресла во второй половине ХХ века. Но о щите здесь речи не идёт. Перед нами сокращение из первых букв ‘European Currency Unit’. Впрочем, в виде оборотных монет такому экю так и не удалось появиться. Он оставил след лишь в альбомах коллекционеров в виде неофициальных монет, выпущенных дворами различных европейских государств и не являющихся платёжным средством. Введение безналичного евро в 1999 году окончательно оставило экю на уже перевёрнутых страницах истории.
Луидор
Заметившие окончание ‘дор’, догадались, что речь снова пойдёт о золоте. Здесь ему предшествует королевское имя ‘Луи’. Однако это не ‘Луи Второй’ из песни Аллы Пугачёвой, а сокращённое именование Людовика Тринадцатого, на царствие которого приходится 1640 год, когда и был выпущен ‘Золотой Луи’. Здесь законодателем моды выступила соседка Франции — Испании, где в ходу были дублоны, именуемые на французских землях пистолями. Вот и Людовик Тринадцатый озаботился, почему бы не насытить оборот собственными деньгами. Задумка удалась настолько, что наименование ‘пистоль’ перешло в народе и на луидоры, которым пришлось долгое время бороться за своё имя. Здесь мы видим 917-ю пробу золота при диаметре 26 миллиметров и массе в 6,751 грамм. Расцвет хождения луидоров сопровождался увеличением их веса сначала до 8,158 грамма, а потом и выше. Двадцати одной сотой не хватило луидору-рекордсмену, чтобы достичь знакового веса в десять грамм. Подвела итоговую черту под луидорами Французская революция, когда главенствовать стал франк. Чеканка золотых монет продолжилась, но это уже история не луидоров, а наполеондоров.
Аньельдор
‘Золотой телёнок’ во плоти. Суть зашифрована в самом имени ‘Аньельдор’, где знакомому уже нам ‘золоту’ (d’or) предшествует слово ‘агнец’ (agnel), которого иногда называли грубее ‘золотой баран’ (mouton d’or) или прямолинейнее, как голландцы, ‘золотой ягнёнок’ (gouden lam). Синонимичными также станут названия ‘деньедор’, ‘агнелет’ или ‘агнелот’. Основоположником ‘золотых тельцов’ полагают Людовика Девятого, но вот беда: аньельдоров периода его правления не сохранилось. Зато до нас дошли аньельдоры Филиппа Четвёртого ‘Красивого’. Почему же фигурирует Людовик? Потому что в монетном ордонансе, датированным 1310 годом, прямым текстом сказано: ‘агнец, которого мы приказываем отчеканить, как во времена святого Людовика’.
Златой телец тут взялся неспроста. Это пасхальный агнец, несущий знамя. Известны монеты с тельцами разного диаметра и веса. К сожалению для аньельдора, его постигла привычное несчастье средневековых монет: усыхание в весе и обесценивание. Прекратил чеканку данного вида монет Карл Седьмой. То были тяжёлые времена, когда заканчивалась Столетняя война.
Су
Немного слов о французской мелочи, именуемой су. Начинала су с серебра. Впрочем, в сплаве всё больше увеличивали медную составляющую, и монета стала биллоном, подобным советскому серебру первых десяти лет чеканки. Переход на франк вывел данную денежную единицу из оборота. Почему же в художественных произведениях последующих лет, повествующих о быте Франции, мы частенько натыкаемся на ‘несколько су’. Дело в том, что су приравняли к пятисантимовой монетке, за которой и закрепилось это народное название. Оно передавалось из поколения в поколение, и современные французы использовали его вплоть до отмены франков и сантимов. Так и советские граждане частенько называли пятнадцать копеек ‘пятиалтынный’, не задумываясь об этимологии этого названия.
Но даже переход на евро не исключил слово ‘су’ из французской речи. И мы не имеем в виду классиков минувших веков или романов о тех ушедших временах. Су — мелкая монета. Поэтому в наши дни французы применяют имя монетки в значении ‘мелочь’. Ведь и большинство россиян легко заменяют понятие ‘мелочь’ словом ‘грош’ (‘пользы на ломаный грош’, ‘платят сущие гроши’), зачастую не представляя, как выглядел когда-то вполне реальный грош.
Сантим
Завершим обзор разменной монетой, сотня которых когда-то составляла франк. Французский сантим прожил довольно продолжительную жизнь длиной в два века. Появился он в 1797 году. Тогда в стране бушевала Первая республика. Многое, казавшееся привычным, было низвержено, а пустота стремительно заполнялась новыми веяниями. Даже летоисчисление было новым. Если исходить из него, то период чеканки первых сантимов происходил между шестым и восьмым годом республиканского календаря. Успели начеканить чуть более ста миллионов разменных монеток.
После сантим взял чуть ли не полувековой юбилей, вновь появившись во времена Второй республики. Годы отсутствия практически не изменили его внешний вид. Вот только обозначение года уже привычное нам — четырёхзначное. За четыре года второго пришествия отчеканили почти двадцать три миллиона сантимов.
И снова перерыв, правда, краткий, всего лишь годовой. С 1853 года на аверсе появляется портрет императора Наполеона III, чью голову в 1861 году украшает венок славы. Монеты с венком выходят нерегулярно. А после приходит третья республика. И снова вместо ушедшего властителя монету украшает женская голова. Материалом для заготовок служит бронза.
Во времена пятой республики бронзу сменяет сталь. Последний тип сантима называется ‘Колос’, так как именно изображение колоса размещается на монете. В регулярном выпуске сантим чеканится с 1962 года (существуют пробные монеты с датами ‘1959’, ‘1960’ и ‘1961’). Инфляция поборола сантим, и к началу восьмидесятых его стало чеканить нецелесообразно. Тем не менее, для наборов монетный двор продолжал его выпускать, более не меняя внешнее оформление. Таким он и оставался до 2002 года, когда ему на смену пришёл евроцент. Стоит добавить, что в 2000 и в 2001 годах для коллекционеров в знак прощания с этой монетой отчеканили золотые сантимы.